Хорошие новости: о новом УПК, силовиках, парикмахерской и тюрьме
На сайте Президента проскользнула никем не замеченное сообщение о подписании закона 4176 "Про вдосконалення порядку здійснення судочинства". Текст закона достаточно сложен и понятен скорее экспертам в этой области, хотя его смысл имеет серьезные последствия для частной экономики.
На сайте Президента проскользнула никем не замеченное сообщение о подписании закона 4176 "Про вдосконалення порядку здійснення судочинства". Текст закона достаточно сложен и понятен скорее экспертам в этой области, хотя его смысл имеет серьезные последствия для частной экономики.
Кстати, из смысла этого закона, закона о декриминализации экономических преступлений и нового проекта УПК, внесенного Президентом сегодня в парламент, а также еще менее заметных законодательных инициатив четко прослеживается наличие внутри нынешней власти достаточно сильного антивектора Генеральной прокуратуре и силовым ведомствам. Последовательность законов, вносимых пропрезиденсткими депутатами и самим Президентом под флагом гуманизации и либерализации, четко свидетельствует о существующем противостоянии между цивильными юристами и "силовиками". Замечу сразу, что под "цивилистами" я имею ввиду Портнова, Лавриновича и Лукаш, а под "силовиками" - Пшонку, Хорошковского и Захарченко.
О чем же речь?
Шаг за шагом новыми законами уменьшается возможность влияния государства на частный сектор экономики, на вопросы перераспределения собственности и на возможность лишения свободы людей. В законе, с которого я начал, установлен четкий запрет на возможность пересмотра права собственности через полномочия прокурора по истечению трех лет со дня возникновения основания. Декриминализация хозяйственых преступлений исключает возможность ареста директоров предприятий, и, фактически, переводит отношения предприятий и налоговой (государства) из репрессивных в сферу судебных дискуссий. И, наконец, в предложенной Президентом редакции УПК прописан такой механизм ареста, что посадить в тюрьму по нему можно будет только грабителей и убийц. Арест предпринимателей по новому УПК станет настолько нереальной процедурой, что скорее всего сама идея может стать неактуальной. К этому нужно добавить, что УПК вообще весь состоит из прогрессивных новаций и будет, в случае его принятия, одним из лучших подобных кодексов в мире.
Парадокс ситуации в том, что на фоне абсурдных уголовных процессов по Луценко и другим, нынешняя государственная машина генерирует уникально либеральные инициативы в сфере правоохранительной и фискальной функции государства. С точки зрения психологии такой парадокс легко объясняется - общая либерализация и гуманизация фискальной функции является как бы обратной стороной медали очевидно неправедных политических процессов.
Уже слышу гневные крики в свой адрес о том, как же можно видеть что-то хорошее в действиях такой плохой власти. Но если видеть в ней только плохое, то скоро можно прийти к тому, что даже в собственной квартире в поломке холодильника или забившемся унитазе можно будет обвинять "антинародный режим Януковича". Но это не так, не зависимо от наших симпатий или антипатий, он в этом не виноват.
На практике действие закона, с которого я начал, выглядит примерно так: Некий инвестор купил ресторанчик. Десять лет назад в этом помещении была парикмахерская. Инвестор вложил деньги в ремонт и рекламу, и, тут как тут, появился прокурор или мент с уникальным открытием о том, что в момент приватизации парикмахерской десять лет назад произошло нарушение какого-нибудь закона, а это значит, что надо сегодня все повернуть вспять, то есть вернуть парикмахерскую государству. И начинается нудная судебная тяжба, в результате чего инвестор уже думает о том, как бы вытащить свои деньги и уносить ноги, и правильно думает, потому как он тоже может стать соучастником кражи парикмахерской и попасть в тюрьму.
Это не фантастика, это юридическая реальность многих последних лет. И вот незаметно такой возможности больше нет, как нет и одного очередного коррупционного инструмента системы. Но никто этого не замечает почему-то.