Про информацию
Все больше и больше людей уже не находятся в едином информационном пространстве.
Все больше и больше людей уже не находятся в едином информационном пространстве. И не потому, что недостаточно средств коммуникации, а по причине осознанной самоизоляции.
На протяжении нескольких последних лет увеличивается число людей, которые не смотрят телевизор. Практически вообще. Например, я давно уже утратил понимание, что и по какому телеканалу показывают, все новости, которые мне удалось посмотреть по телевизору в последние несколько лет, были случайным выбором, когда я вдруг оказывался в чужом помещении, где работал телевизор.
Такой подход к телевизору проявляется у многих моих знакомых, и количество таких людей по моим наблюдениями стремительно увеличивается.
Первоначально, такой осознанный уход от телевизионной информации объяснялся достаточно просто - с появлением интернета информация стала доступнее и быстрее.
Есть еще несколько причин, по которым люди предпочитают новости в интернете телевизионным. Например, в интернете мы можем видеть сразу все заголовки, а потом зайти именно на ту новость, заголовок которой вызвал интерес. Причем вечером можно увидеть новости утренние и обеденные.
Но сегодня уже нельзя объяснить изменение направления внимания аудитории только разницей в удобстве подачи и восприятия информации. Сегодня процесс пошел уже дальше. Внутри самого интернета люди идут также на все большее сужение источников информации, образовывая так называемые информационные кластеры.
В таких кластерах на ключевым критерием становится характер и правила отбора информации, поэтому все большей популярностью пользуются социальные сети, где инструментом отбора информации являются другие люди, интеллектуальное и культурное качество которых, в свою очередь, можно тоже регулировать.
Таким образом, мы все больше и больше погружаемся в эту кластерную реальность. И, если раньше подобные кластеры с развитием телевидения стремились к увеличению и расширению, то сегодня, похоже, наоборот.
Информационные кластеры скорее будут стремится к автономии, где на первое место все больше будет выходить не столько количество участников, сколько качество этого информационного отбора.
А если быть еще более точным в терминах, то это принцип информационного отбора называется - совпадение комплекса.
Например, в кластере, где собрались люди, которые не любят Януковича, на "ура" пойдет любая ссылка, фотография, любая информация от всех, объединенных по этому признаку. И наоборот, в других группах такая информация будет вызывать все меньше и меньше интереса и, на каком-то этапе, придет к осознанному исключению носителей такого комплекса из числа информационных посредников.
И теперь, раз уж мы наткнулись на фактор психологических особенностей людей, формирующих по однородным признакам информационный отбор, то самое время подумать о специфике таких психологических особенностей.
Например, сегодня можно с уверенностью утверждать, что в социальной среде (а соответственно и в информационной) доминирует два основных вида психической комплементарности - шизофрения и невротизм.
Шизофренический кластер легко можно распознать по признакам симптомов этой болезни - прежде всего там всегда есть обвинение. Шизофрения не существует без образа врага, который должен быть обвинен. Здесь нет ничего удивительного, потому что обвинение внешнего "врага" всегда является перевернутой проекцией собственного комплекса вины, доминирующего внутри субъекта.
Второй явной отличительной особенностью шизофренического импульса является жертвенность. Жертвенность устойчиво держится на моральных фундаментах, поэтому шизофренические воронки всегда сопровождаются повышенным морализаторством - честностью, благородством, патриотизмом.
Наличие жертвы в процессе шизофренического действия является обязательным необходимым элементом, потому что жертва всегда является признаком добровольной редукции инстинкта самосохранения, что и является базовым фундаментом этого вида патологии.
В психическом пространстве действует связка: шизофреник - невротик-жертва. Чаще всего в жизни в такой связке три разных человека, из которых жертва как правило может быть случайным человеком, но иногда невротик и жертва совмещаются в одном лице.
Здесь не нужно путать жертву с объектом нападения. В жертву приносятся как раз гражданские.
Шизофренические импульсы очень нуждаются в усилении, потому что развитая и запущенная шизофрения стремится вовлечь в свой разрушительный процесс максимальное количество людей. Например Гитлер, он был классическим шизофреником, усиливая свой информационный импульс, он вовлекал в процесс своего суицида огромные массы невротиков, которые, во имя какой-то морали (видимо настолько важной в те времена) бросались в бой реализовывать суицидальный импульс своего лидера. Жертвами этого процесса стали десятки миллионов людей.
Невротики, не вовлеченные в процесс реализации шизофренического импульса, когда сталкиваются с его проявлением, шарахаются в ужасе, бессознательно распознавая в нем это суицидальное стремление. На первых порах они стремятся вступить в спор, борьбу, противостояние, но затем понимают, что лучше удалиться. Именно этот отход и является основной причиной тенденции разделения и замкнутости информационных кластеров.
И наоборот, в шизофренические воронки затягивается все большое количество нейтральных людей.
Разница между невротиками, отталкивающими шизофренический импульс и теми, невротиками, которые в него вовлекаются, находится в индексе способности к самокритике.
Более сильные личности, которым свойственно прежде всего анализировать собственные действия и выявлять собственные ошибки, никогда не будут вовлечены в шизофреническую информационную воронку, потому что они не любят тратить время на обвинение других.
Таким людям важен анализ и поиск собственной причины. Те же, кто не имеет достаточной личной силы, во всех своих проблемах всегда инфантильно стремятся найти внешнего виноватого - государственную власть, начальника, родителей, которые не позаботились, и т.д.
Для таких людей очень своевременным всегда является призыв шизофреника в атаку, потому что шизофреник провозглашает обвинение. Масштабный (по динамике развития болезни) шизофреник старается выбрать максимально больший объект для своего обвинения - он всегда "назначает" врагов нации, человечества. Он никогда не стесняется сыпать проклятия и оскорбления. Такие призывы слабым кажутся проявлением силы и лидерских способностей, поэтому под знамена шизофреников всегда находится достаточно желающих.
Вообще тема взаимодействий психических типов, разумеется значительно более глубокая. Здесь я лишь слегка коснулся этого вопроса для того, чтобы описать формирование информационных кластеров. Думаю, что в результате дальнейшего развития социальных сетей, как инструмента формирования отбора информации, роль телевидения будет все сильнее уменьшаться и уходить в сторону песенных и танцевальных шоу. Это, конечно, не вопрос сегодняшнего дня, это вопрос дня завтрашнего.