Саакашвили едет к бабушке
Большая страна может извлекать уроки из жизни маленькой. Даже если еще недавно она с этой страной воевала.
Большая страна может извлекать уроки из жизни маленькой. Даже если еще недавно она с этой страной воевала. Даже если она до сих пор считает ее своим желательным вассалом. Даже если фактически занимает значительную часть территории соседа, делая маленькое государство еще меньше по размеру.
В Грузии завершилась смена власти. Теперь и президент и премьер там из одной компании, а Саакашвили в буквальном смысле пакует вещи и отправляется к бабушке. Не к чертовой бабушке, а к своей собственной, у которой теперь будет жить.
Я уже неоднократно говорил, что Михаил Саакашвили не мой кумир. Саакашвили назвал одну из улиц в Тбилиси в честь Джорджа Буша-младшего и эта странная смешная причуда не единственная за время его правления. И мы можем посмеяться и над его переездом к бабушке из президентских апартаментов.
Но посмеявшись вдоволь, давайте представим себе нашего президента, спокойно собирающего вещи и покидающего свой пост, оставляющего резиденцию и перебирающегося в обычную квартиру.
Наш президент способен перебираться из одного дворца в другой хоть каждую неделю, а вот переехать в ту квартиру, которая записана в его декларации об имуществе — это антинаучная фантастика.
Для нормальной страны очень важно, чтобы президенты просто уходили. Чтобы перестав быть президентами, они безболезненно, естественным путем становились обычными гражданами. Чтобы смена власти не была ни трагедией, ни катаклизмом. Чтобы она осуществлялась не на штыках, не через революцию, а на свободных выборах.
Саакашвили привела к власти революция, но уходит он после вполне нормальных выборов. И это, безусловно, его достижение. Другое его достижение состоит в том, что в Грузии действительно были реформы, и эти реформы действительно были успешными. Хотя об этом солнечном крае сложился устойчивый стереотип как о королевстве гостеприимства, безделья и нетрудовых доходов. А при Саакашвили оказалось возможным реформировать даже полицию.
Вот вы можете представить, чтобы наша полиция когда-нибудь перестала брать взятки и превратилась в настоящую структуру по охране законности и порядка? Мы можем представить всё, что угодно, но только не это. А в Грузии как-то получилось.
Но не получилось другое. Сделать процесс необратимым. Превратить случайность в закономерность. Почему при очевидных успехах реформ народ оказывается разочарованным и в реформах и во власти? Почему на нашем постсоветском пространстве все так восторженно рвутся в Европу, а сами неудержимо ползут обратно в Советский Союз?
Если теперь Саакашвили из бабушкиной квартиры оперативно переведут в кабинеты для допросов и в камеру для отсидки, значит, его реформы действительно были случайностью. Если грузинская полиция опять превратится во взяткоемкое бандформирование, значит, закономерностью в этой стране является совсем другое, к сожалению.