Какой стала Турция при Эрдогане. Мифы и реальность
11 критериев секуляризации Турции
11 критериев секуляризации Турции
Итак, попробуем разобраться с клише, что за последние 14 лет правления Эрдогана и его партии Справедливости и Развития Турция утратила светские черты, заложенные Ататюрком.
Краткий перевод исследования социолога Волкана Эртита, опубликованное в Хюрриете 16 сентября прошлого года. Эртит исследовал 2800 семей по специальной выборке, отражающей все социальные и этнические группы Турции.
Критерий первый. Если страна становится клерикальной, то молодежь должна быть более религиозной, чем родители. Исследование показало, что религиозность молодого поколения в 87% исследованных семей снизилась в сравнении со старшим поколением.
Критерий второй. Визуальное проявление гомосексуальности должно уменьшиться в сравнении с доэрдогановским периодом. На самом деле, первый гей-парад в Стамбуле попытались провести в 1993 г – времена жесткого секуляризма. Тогда именно секулярные газеты позволяли себе называть гоомосексуалов извращенцами, а Эрдоган… считал, что права человека распространяются на всех независимо от предпочтений. В 1993-м власти отлавливали зарубежных участников парада прямо в аэропорту и отправляли обратно. Сейчас стамбульский гей-парад проводится даже во время Рамазана. Собирает 40-50 тысяч участников и проходит без насилия со стороны религиозных кругов.
Критерий третий. Клерикализация ведет к уменьшению флирта и знакомств молодых людей, которые не собираются тут же пожениться. Еще 20 лет назад единственным способом общения вне школ был домашний телефон. Watsapp и другие мессенджеры привели к тому, что ограничивать общение молодых людей стало невозможно. Подростки массово целуются даже в школах, а в соцсетях обмениваются откровенными фото.
Критерий четвертый. Клерикализация ведет к уменьшению внебрачных или добрачных отношений. Все магистерские и докторские исследования на эту тему демонстрируют «опенмайндид» отношение молодежи к подобному поведению. Исследователь приводит примеры светской хроники в медиа. К примеру, все прошлое лето публиковали фотоотчеты отдыха футболиста Арды Турана и его возлюбленной. Молодые люди не женаты. Никто в Турции даже не подумал осуждать это. 20 лет назад такое было невозможно. Турецкое общество незаметно для себя спокойно перешло к западному восприятию отношений вне брака.
Критерий пятый. Клерикализация всегда сопровождается не только увлечением официальными религиями, но и всевозможными проявления суеверий и мракобесия. В 90—в Турции рейтинги рвали программы типа «Тексой Гёревде» (аналог «Битвы экстрасенсов» в Украине и России). Сегодня таких программ в основных медиа практически нет. Подобные передачи в маргинальных медиа становятся объектом для юмора и сарказма. Маги, астрологи и гадалки по-прежнему существуют, но не оказывают никакого серьезного влияния на информационное пространство.
Критерий шестой. Клерикализация ведет к и тому, что браки между представителями различных конфессий уменьшаются. Все исследования показывают, что в Турции стремительно растут смешанные браки между суннитами и алевитами. Рост уровня образования и урбанизации ведет к тому, что религиозная принадлежность перестает быть доминантной в самоидентификации.
Критерий седьмой. Клерикализация ведет к тому, что вместо одежды, подчеркивающей формы человеческого тела, люди стараются носить более консервативную. На практике и светская, и религиозная Турция стали одеваться более сексуально. Это касается не только женщин, но и мужчин.
Критерий восьмой. В клерикальном обществе престиж и сила религиозных деятелей в обществе растут. Еще недавно главным человеком в турецком селе был имам. Никто не пытался перечить его словам даже в самое жесткое секулярное время. Причем имамы считались специалистами по всем вопросам - от медицины до экономики. Сейчас 80% турок живут в городах, даже религиозная часть страны за советами чаще обращается к узкопрофильным специалистам, а не к имамам.
Критерий девятый. Я его опущу, так как слишком много религиозной публики у меня среди подписчиков. Скажем так. Мизулину в сегодняшней Турции не поймут. Гарика Корогодского полюбят во всех проявлениях.
Критерий десятый. Язык медиа в клерикальном обществе тоже становится консерватиынм. Достаточно по любому поводу заявить «Религия это запрещает» и тема закрыта. Но в Турции на всех уровнях жесткие дебаты по поводу алкоголя, абортов и тд. И даже религиозным кругам, включая Эрдогана, приходится оперировать не Кораном или Исламом, а светскими категориями, говоря о правах человека, медицинских показателях. В Турции больше невозможно закрыть дискуссии религиозными доводами.
Критерий одиннадцатый. В клерикальном обществе влияние «скреп» возрастает.
В нынешнем обществе «скрепы» перестают работать. Это признает главный муфтий Турции: «нынешняя молодежь мир своих предшественников считает очень узким и не приемлемым для себя. Мы должны принимать это во внимание. И мы вынуждены менять свой язык и подходы». Одна из причин – Турция глобально встроена в мир и отвергает любой изоляционизм.