Минимум Эрдогана
Президенту Эрдогану кровь из носу; не мытьем, так катаньем; хоть тушкой, хоть чучелом, но нужно превратить Турцию из парламентской республики в президентскую. Все складывается неплохо.
Президенту Эрдогану кровь из носу; не мытьем, так катаньем; хоть тушкой, хоть чучелом, но нужно превратить Турцию из парламентской республики в президентскую. Все складывается неплохо.
В Меджлисе у него 317 голосов, спикеру голосовать нельзя, ну значит 316. Для изменения Конституции через парламент нужно две третьих - 367 штыков. Тяжело, их нет. Но те изменения, которые поддержат три пятых (330) депутатов дают возможность выносить вопросы на референдум. А там уже 50%+1 от числа пришедших, конечно же, получится натянуть. Перед голосованием вспомнят успешные президентские примеры - США и Францию, попугают турок разгулом терроризма, назначат референдум на лето или раннюю осень, когда средний класс и богатые в отпусках. За счет явки необразованных слоев выйдут на 52-52%%.
Остается последнее препятствие на пути к трону – 14 голосов от оппозиции, которые позволят устроить референдум. Расклад сил следующий: 134 голоса у ататюркистов, 59 у курдов и 40 у турецких националистов. Кто же предаст первым парламентаризм Ататюрка?
Ататюркистам сложнее всего идти на этот сговор, потому что взамен власти нечего предложить. Но Эрдоган помог светской оппозиции играть в свою игру. В повестку дня турецкой политики вдруг вернулся вопрос о снятии депутатской неприкосновенности. Дело в том, что у турецкой прокуратуры есть более 500 досье на депутатов всех политических сил парламента. В случае снятия иммунитета дела могут начать против четверти состава Меджлиса, в том числе против лидеров трех оппозиционных сил. Запрос общества на снятие иммунитета огромен. После серии терактов в Стамбуле и Анкаре турецкий избиратель хочет увидеть на скамье подсудимых лидеров политического крыла курдских сил Селахаттина Демирташа и Фиген Юксельдаг. Ататюркисты оказались на растяжке – или сохранить курдских лидеров от политического преследования или поддержать власть и отправить коллег по левому лагерю за решетку. Ататюркисты подумали, а их лидер Кемаль Кылычдароглу решил сдать курдов, потому что этого хочет социология.
А теперь, когда маховик взаимных предательств запущен, можно разыграть еще одну партию. Курдов несложно склонить к президентской республике взамен на автономию. Для курдских политиков получение политической автономии в составе Турции станет огромной победой, а подыгрывание Эрдогану мало кто вспомнит. Не они первыми предали левый фронт. Но такой союз может привести к непредсказуемым результатам для правящей Партии справедливости и развития. Одно дело заигрывать с ататюркистами, а другое подписывать контракт с курдами. Июнь 2015 показал, что партия Эрдогана может проиграть. Одно неверное совокупление с курдским юго-востоком и этот результат можно повторить на бис, так что не поможет даже президентская республика. Нет, ататюркисты не победят, но правый спектр, котарый Эрдоган тщательно зачищал, возродится и разорвет на куски политический капитал его партии. А его копили непосильным трудом 14 лет. За наследство в 48% будет такая борьба, что ататюркистам будет весело и без поп-корна.
Самый естественный и политически безопасный союз для партии Эрдогана (простите, не получается назвать ее партией Давутоглу) – это националисты. И вот тут Эрдоган приложит все усилия: и пряник, и кнут, и жгут. С одной стороны националисты ненавидят курдскую политсилу больше, чем Эрдогана, поэтому снятие депутатской неприкосновенности и посадка курдских лидеров за связь с террористами очень сильно возбуждает часть их электората. С другой, немалая часть правых понимает, что посадка курдов может стать их последней победой. После того, как страна станет президентской республикой, мнением националистов будут интересоваться дважды в год : на Курбан байрам и в Рамазан. Поэтому запущен еще один стимулирующий процесс. Внутрипартийная оппозиция националистов добилась через суд проведения двух внеочередных съездов партии – на первом намерены изменить устав партии, на втором – устроить перевыборы лидера. То есть или нынешний лидер националистов Бахчели сам найдет 14 голосов для президентской республики Эрдогана, или партия перейдет под контроль лидера подконтрольного власт. Есть и третий вариант - внутрипартийная оппозиция расколется во время двух съездов и ее парламентская фракция совершит мейоз, обеспечив Эрдогану необходимый минимум. Всё это понимают все игроки одновременно. И шансов нет ни у кого.
Источник: Facebook