Турецька історія про позбавлення паспорта
Через 46 років після смерті підданий Османської імперії Назім Хікмет виявився громадянином путінської Росії, качинської Польщі і ердоганівської Туреччини
Мовою оригіналу
Поэт Назым Хикмет и основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк родились в Салониках.
Назым Хикмет как искренний коммунист верил в мировую революцию. Иногда писал об этом в стихах. Талантливо писал. Не только о революции.
При жизни Ататюрка поэта семь раз судили за коммунистическую пропаганду, но либо отпускали, либо сажали ненадолго.
В 1938-м, когда Ататюрк умирал от цирроза печени, Хикмета все-таки повязали по-взрослому. Дали 15 лет тюрьмы за подстрекательство армии к вооруженному мятежу.
Поэт и его мама Джелиле ханым написали письмо умирающему президенту о помиловании. До сих пор идут споры, показали ли письма Ататюрку. В ноябре Ататюрк умер. А Хикмету добавили еще тринадцать лет тюрьмы за подстрекательство к мятежу турецкого флота.
В 1950-м в Турции закончилась эпоха однопартийного правления РНП. На выборах победила Демократическая партия Аднана Мендереса. Под давлением общества Хикмета выпустили из тюрьмы, но приставили наружку.
Хикмет пытался опубликовать тюремный сборник стихов. У него даже выкупили права на издание, но не издали.
Несмотря на возраст - 48 лет - поэта постоянно вызывали в военкомат, так как Хикмет не исполнил гражданский долг - не служил в армии, что, впрочем, не мешало ему заниматься исполнением супружеских долгов по всей Анатолии и Восточной Европе, не отходя от кассы :)...
Врачи еще в тюрьме нашли у него серьезные проблемы с печенью и сердцем, но твердо решили отправить его в армию. Раз уж гнить в тюрьмах поэтам неприлично, то лучше отправить на войну. Корейскую.
Чашу демократического турецкого терпения переполнило участие поэта в эфире румынской радиостанции. Знакомый врач сообщил, что пора валить.
Назым не стал ждать и в 1951-м через Босфор решил сбежать в Болгарию.
В воде Хикмета подобрало румынское судно и он оказался в Бухаресте, а потом в Москве.
А правительство демократа Аднана Мендереса лишило его турецкого гражданства. А гражданство ему дала Польша. А потому что прадедушка Хикмета Константин Божецкий был поляком, принявшим Ислам и ставший османским генералом. А потом гражданство ему дал СССР. А потом в Турции случился переворот, в котором участвовал полковник Альпарслан Тюркеш. А потом повесили премьера-демократа Мендереса. А перед тем как его повесили Тюркеш выступил против того, чтобы его вешали. Но премьера-демократа все-равно повесили. А потом Тюркеш основал националистическую партию, которая называла поэта Хикмета изменником Родины и участвовала в правительственых коалициях. А потом поэт-«изменник» Назим Хикмет умер. В Москве.
А потом в Турции опять случился переворот. А потом еще один.
Наконец-то «изменников» стали лишать гражданства крупными партиями. Тысяч у двадцати аннулировали паспорта в начале восьмидесятых.
Потом наступили 90-е, и все то ли просветлели, то ли сошли с ума. Гонители Хикмета - националисты и республиканцы - стали на своих митингах наперегонки читать его стихи.
Но к власти пришли исламисты Эрдогана и сами стали читать его стихи. А потом все стали читать его стихи. А потом в 2009-м Эрдоган взял и отменил постановление правительства 1951 г. о лишении Хикмета турецкого гражданства.
Спустя 46 лет после смерти подданный Османской империи Назим Хикмет оказался гражданином путинской России, качинской Польши и эрдогановской Турции.
*******************
Сидит поэт-коммунист Назим Хикмет на небесах. А ему архангел Микаил и говорит: «можешь вернуться на землю согласно гражданства»
Смотрит Хикмет то на свои паспорта, то на землю, то на паспорта, то на землю. И бурчит:
- Польша, Россия, Турция.
Польша, Россия, Турция, а между ними какая-то большая земля с красивыми женщинами
- Миша, а сюда можно?
Миша посмотрел на поэта и сказал голосом Ахеджаковой:
- туда тоже можно;
А потом голосом Портникова:
- Раянэйром;
А потом голосом Кучмы:
- грузин, бˆя («с бусами» - добавил Виталий)