Соглашение об ассоциации Украины с ЕС. О чем стоит подумать перед ратификацией?

Ратификация соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом состоится 16 сентября 2014 г. в 13:00 по киевскому времени

На фоне военных действий, тема Ассоциации Украины с ЕС отошла на второй план. Многие живут ожиданием конца конфликта. Все войны рано или поздно заканчиваются.

Тем не менее, власть таки вернулась к вопросу ратификации соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами, с другой стороны (полное название договора). Договор, который устанавливает правила игры на 10 лет вперед, ратифицируют в украинском парламенте 16 сентября.

Но есть вещи над которыми необходимо задуматься именно сейчас – до ратификации.

1. Порядок вступления в силу соглашения непосредственно определен в самом его тексте, в статье 486. Согласно ней соглашение должно быть «ратифицировано или одобрено Сторонами в соответствии с их собственными процедурами».

Процедура ратификации определена Законом Украины «О международных договорах Украины». Международные договора должны быть поданы на ратификацию на протяжении 6 месяцев со дня подписания.

Согласно процедуре предложение о ратификации международного договора Украины включает в том числе финансово-экономическое обоснование. В случае если реализация международного договора несет материальные или иные издержки за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым или местных бюджетов, предложения о ратификации такого договора должно содержать информацию по покрытию расходов соответствующих бюджетов.

На данный момент законопроект о ратификации президентом подан (№ 0098). Однако, на сайте Верховного совета текст самого документа, как и пояснительной записки к нему, отсутствует.

Если указанный расчет и готовится, то широкая экспертная середа к его подготовке не привлекалась. Сколько понадобится средств для выполнения соглашения? Какие источники? На сколько такие затраты под силу? Пока все эти вопросы остаются без ответов.

2. Еще одним важным документом, прилагающимся к предложению о ратификации, является сравнительная таблица. В случае подачи предложений о ратификации международного договора Украины, выполнение которого требует принятия новых или внесения изменений в действующие законы Украины или которым вносятся изменения в другой международного договора Украины одновременно с предложением подается такая таблица. По своим последствиям договор об ассоциации с ЕС - беспрецедентный объем обязательств по принятию новых либо изменению существующих законов с целью их гармонизации с законодательством ЕС.

До сих пор не были не только опубликованы текст законопроектов или сравнительная таблица, но даже не оглашен список законов и изменений к ним, которые необходимо разработать. Учитывая скорость разработки законов, работа может быть просто не готова в срок.

3. Также не следует забывать о таких возможностях защиты Украиной своих интересов как оговорки к международным договорам. Украинское законодательство позволяет ратифицировать международные договора с оговоркой в соответствии с нормами международного права.

Оговорка - одностороннее письменное заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии международного договора или присоединении к нему, которой выражается в желании исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора при их применении к Украине. Такие оговорки могут быть учтены при ратификации договора.

Об этом праве очень сильно необходимо задуматься. И вот, например, почему.

Во время подписания соглашения об ассоциации Президентом Украины Петром Порошенко, ссылаясь на ограниченные временные возможности, текст был подписан в редакции подготовленный еще при Януковиче.

И почему то среди все отраслей своей экономики Украина решила воспользоваться протекцией по отношению к отечественному автопрому. Украина, согласно соглашению, получила право на протяжении 10 лет сохранить таможенные пошлины на ввозимые автомобили постепенно уменьшая их размер. Именно поэтому, украинцы, мечтающие об уменьшении стоимости европейских авто, не получат то, чего хотели. По крайней мере, в ближайшее время. А, например, корпорация Укравто уже получила протекцию своего бизнеса от государства на 10 лет.

Такие пункты при желании можно было бы и изменить. Как раз с помощью оговорок. Иначе можно подумать, что протекция может быть в интересах например корпорации «Богдан», которая входит в финансово-промышленную группу «Укрпроминвест», которую связывают непосредственно с политиком, бывшим бизнесменом, а нынеи президентом Украины Петром Порошенко.

Заслуживает уважения твердость министерства юстиции относительно невозможности изменения текста соглашение об ассоциации Украины с ЕС "под редакцией России". Но, нежелание улучшить для своих же граждан текст документа, разработанного при правительстве Азарова напоминает постулат: "на зло врагу продам козу, что б дети молока не пили."

Описанный вопрос требует осмысленной публичной дискуссии. И формат ток-шоу, где политики брызжут друг на друга слюной или обильно сыплют популистскими лозунгами, не подходит. Нужны эксперты, нужна профессиональная дискуссия.

То, как пожал президент руку Путину, наверное, тоже важно. И заслуживает быть новостью дня. Но не ради этого следовало пережить и терпеть сейчас все горести обычным гражданам.

Раз уж мы выбрали договор об ассоциации с ЕС нужно к нему подходить со всей серьезностью. Ибо как говорится "pacta sunt servanda" - договоры должны соблюдаться.

P.S.

Cамо отношение к ЕС также требует здравого и прагматичного переосмысления. Ведь сейчас после подписания соглашения позиция стран членов ЕС выглядит очень странно со стороны. «Встревоженость» во время военной агрессии и игнорирование нарушения международных договоров - не партнерское поведение. Если свести сложное к простому задайте себе вопрос: "А вы хотели ли бы дружить с человеком, который, когда вас бьют, стоит в стороне и обеспокоенно качает головой?