Газ в ручном режиме. Правительство отказывается от европейских принципов в энергетике?
Об энергетической безопасности Украины не говорит сейчас только ленивый.
Об энергетической безопасности Украины не говорит сейчас только ленивый. Снова и снова высказываются рецепты преодоления зависимости от российского природного газа. Озвучиваются идеи и намерения в диапазоне от тотального замещения его соломой до добычи сланцевого газа.
Несомненно, каждый из рассматриваемых путей заслуживает внимания и имеет право на воплощение. Но будем смотреть правде в лицо. Радикальное изменение энергетического баланса страны и переориентация его на другие виды топлива – процесс длительный и капиталоемкий. Ожидание же лавины инвестиций в страну в настоящих условиях выглядит необоснованным.
В свою очередь, и резкого сокращения потребления газа ожидать не приходится. Точнее, оно может произойти, главным образом, за счет остановки предприятий, использующих газ как сырье. Государство готово мириться с остановкой химической промышленности, считая это проблемой олигархов, не желающих работать на убытки. Но вряд ли правительство сможет проигнорировать отсутствие в городах отопления и уничтожение системы коммунального теплоснабжения. А в этой сфере повышение энергоэффективности происходит крайне медленно.
Таким образом, в обозримом будущем доля природного газа в энергетическом балансе Украины останется значительной. В условиях же прекращения поставки «газпромовского» газа неминуемо возникнет дефицит, который разными экспертами оценивается в диапазоне от 15 до 30 млрд. м куб. в год. Крайнюю актуальность сохраняет вопрос: откуда этот газ возьмется и на каких условиях попадет к украинским потребителям?
Казалось бы, Украина сделала решительный выбор в решении подобных вопросов. Это либерализация рынка природного газа на основе энергетических директив Евросоза.
Именно рынок, регулируемый на основе прозрачных и единых для всех участников правил, позволяет осуществить принцип: «есть спрос – будет предложение». Именно рынок в отсутствии искусственных заградительных барьеров позволяет реализовать истинную заинтересованность продавца продать товар, а покупателя – удовлетворить свои потребности в этом товаре. По сути, эта заинтересованность является движущей силой практически в любой сфере жизни человека и общества.
Надо признать, что за последние годы было сделано многое для нормативного регулировании газового рынка по европейским «канонам».
В соответствии с требованиями директив второго и третьего «энергопакетов» были приняты Закон Украины «Об основах функционирования рынка природного газа», «Правила доступа к газотранспортной системе» и множество других нормативных актов, которые вполне можно признать прогрессивными.
Позитив заканчивается, когда речь заходит о практическом выполнении требований законодательства. И здесь в полной мере ощущается проблема влияния монополистов на состояние рынка.
Несомненно, для газового рынка наиболее «влиятельным» монополистом является ПАО «Укртрансгаз». Именно от него, как оператора газотранспортной системы, зависит, сможет ли поставлять природный газ тот или иной его владелец, получит ли он доступ к «трубе» или газовому хранилищу. Ранее этим занимался НАК «Нафтогаз», манипулируя лимитами и балансами в ручном режиме по принципу «единого окна», к которому каждый месяц выстраивалась очередь добытчиков и трейдеров.
После передачи функций Оператора на «Укртрансгаз» в марте этого года поборы вроде бы прекратились, оформление документов происходило без задержек.
Однако уже с мая появились весьма тревожные тенденции в работе нового оператора ГТС. «Укртрансгаз» задействовал арсенал собственных механизмов влияния на рынок. Тут и безосновательные отказы собственникам газа в подъеме газа из хранилищ, и не включение многих поставщиков в прогнозный баланс (что лишает их возможности поставки), и манипулирование со сроками утверждения баланса. Результат всех этих действий один: невозможность реализации газа отдельными его владельцами.
Не будем сосредотачиваться на способах препятствования в поставках газа. Важно другое. Оператор не утруждает себя в поиске сколь-нибудь приличных оснований для отказов в доступе к ГТС. А Минэнергоуголь и Нацкомиссия по регулированию энергетики не проявляют малейшей реакции на столь очевидные злоупотребления монополиста. Похоже, после «перезагрузки» власти мало что изменилось в методах влияния чиновников на свободный, казалось бы, рынок.
Более того, под предлогом повышения энергетической безопасности страны готовятся изменения в законодательство, позволяющие в условиях введения «особого периода» дополнительно усугубить «ручное» влияние на рынок. Соответствующий законопроект изобилует нормами на подобии «непосредственное управление предприятиями … центральным органом исполнительной власти», «осуществляется … независимо от условий заключенных договоров» и т.д. А ведь какой государство «эффективный управленец» (вне зависимости от политической силы, находящейся при власти) известно каждому. Дополнительным «бонусом» к задекларированному стимулированию собственной добычи газа является угроза его обязательной продажи, по цене, установленной волевым решением Нацкомиссии.
Можно сделать вывод, что перед угрозой острого дефицита газа в стране происходит попытка нивелировать рыночные механизмы удовлетворения спроса потребителей. Что это? Как всегда, неловкие движения власти в условиях кризисного цейтнота? Или подготовка механизмов для появления в недалеком будущем очередного «миллиардера из неоткуда», создавшего состояния на эксклюзивных правах работы на рынке?