Ликбез для Порошенко
Президент Украины, отвечая на вопрос журналиста о Крыме, продемонстрировал, что темой полуострова в его администрации так никто детально и не занимается.
Президент Украины, отвечая на вопрос журналиста о Крыме, продемонстрировал, что темой полуострова в его администрации так никто детально и не занимается.
«Всех крымчан Украина сделала нерезидентами. Как вы будете на это реагировать?», – спросили у Петра Порошенко на итоговой пресс-конференции.
«Мы допустили ошибки. Крымчанам в Украине надо вернуть все права. Но в отношении крымчан, которые приняли российское гражданство, у нас будут другие меры – я вам обещаю», – ответил украинский президент.
Короткий диалог, который показал, что украинский президент не владеет ситуацией в отношении полуострова. И что его команда, которая готовила первое лицо к пресс-конференции, не имеет ни малейшего представления о том, как обстоят дела в Крыму.
Впрочем, заблуждения в вопросе гражданства крымчан свойственны всем жителям материковой Украины. Они считают, что получение российского паспорта сопровождалось отказом от украинского. Что на полуострове живут люди либо с украинскими документами, либо с российскими. И для большинства украинцев новость о том, что почти все крымчане теперь держат дома сразу два паспорта, является откровением.
Сразу после аннексии был выделен месяц, в течение которого крымчане могли написать отказ от получения российского паспорта. Пунктов, в которых это можно было сделать, было лишь четыре – в Севастополе, Симферополе, Бахчисарае и Белогорске. За это время написать заявление успели лишь 3427 человек. Только они сегодня могут претендовать на получение российского вида на жительство в Крыму (который дает им право непрерывно жить на полуострове) – всем остальным крымчанам в таком документе будет отказано. Потому что по российским законам они теперь считаются гражданами России – даже если они до сих пор не получили российский паспорт.
Более того – даже те крымчане, которые покинули полуостров сразу после аннексии, по российским законам считаются гражданами России, временно не получившими российский паспорт. И российская Фемида к ним относится не как к иностранцам, а как к россиянам.
Собственно, в этом и состоит «казус Олега Сенцова». Украинский режиссер, которого сегодня судят в Москве за то, что он якобы собирался устроить теракт на полуострове, неоднократно требовал вызвать к нему украинского консула. В ответ ему говорили, что в его украинском паспорте стоит крымская прописка. И что всем крымчанам, которые были прописаны на полуострове к 16 марта 2014-го года, автоматически было присвоено российское гражданство. И на этом основании Сенцову отказывают во встрече с украинским консулом – потому что Москва судит его не как украинского гражданина, а как российского.
Кроме того, многие украинские граждане, которые остались жить в Крыму и не успели написать отказ от российского гражданства, опасались того, что если они не получат российский паспорт, то их депортируют. С первого января 2015-го года Россия ввела новые правила для иностранцев, которые находятся на ее территории (украинцы теперь могут находиться в Российской Федерации не более 180 дней в году – превышение этих сроков отныне грозит депортацией и запретом въезда на несколько лет). Было непонятно – сделают ли исключение для тех украинских граждан, в паспорте которых стоит крымская прописка. Поэтому многие предпочли взять российский документ, чтобы снять для себя этот вопрос.
К тому же, отдельные группы крымчан – как, например, крымские татары – и вовсе не намерены покидать территорию полуострова: у них попросту нет другой родины вне Крыма. Для них получение российского документа было единственным условием, чтобы продолжить жить на своей родине. Без российского документа в Крыму нельзя устроиться на работу – процедура получения разрешения на работу для граждан Украины в Российской Федерации чрезвычайно затруднена.
Важный момент: получение российского паспорта в Крыму не было сопряжено с отказом от украинских документов. Поэтому у тех крымчан, что остались жить на полуострове – вне зависимости от их политических убеждений – теперь на руках сразу два паспорта. Исключение составляют чиновники и силовики – у них новые крымские власти просто физически изъяли украинские документы.
Обладание российским паспортом в Крыму – это не исключение, а правило. Без него невозможно работать и жить. Если воспринимать факт получения российского паспорта как «коллаборационизм», то придется записать в «пятую колонну» всех крымчан без исключения. В то время как для многих этот шаг стал вынужденным – обусловленным нежеланием переезжать. Более того – многие из тех, кто выехал после аннексии полуострова в Киев, все равно получили российские паспорта, чтобы иметь возможность приезжать к родственникам на полуостров.
Поэтому в Крыму нет деления на тех, кто носит российский паспорт, и тех, кто предпочел украинский документ: почти все крымчане, включая проукраински настроенное меньшинство, вынуждены сегодня хранить дома сразу два документа. Возможно, что в случае пересмотра нынешнего статуса полуострова, Украине придется вводить некий переходный период, в течение которого крымчане будут определяться, какой из двух документов они оставят. Но пока же крымский полуостров – это место, где живут два с половиной миллиона «паспортных» украинцев. И ровно столько же паспортных «россиян». Когда команда Петра Порошенко поймет этот простой факт – украинский президент перестанет делать очевидные ошибки на своих пресс-конференциях.