Реформы в украинском балете
«Сверху», видимо, настолько пресытились стандартами, что решили сделать классический балет авангардным.
Виктор Федорович решительно собрался делать капитальный ремонт в стране. Как заявил по приходу к должности о своем желании все «переделать», так в том же духе и продолжает: подстраивает, достраивает, подтягивает. Что и для кого – это уже второй вопрос. Как оказалось, реформированием только заявленных 24 направлений ограничиваться в стране не собираются. Теперь реформы грядут даже в украинском балете.
«Сверху», видимо, настолько пресытились стандартами, что решили сделать классический балет авангардным. Проводить эксперименты в хореографии доверили покинувшему когда-то нашу страну, теперь уже солисту Мариинского театра из Питера Денису Матвиенко. Тот уже подал заявление, чтобы «возглавить» главную балетную труппу страны и ждет лишь подписи министра культуры. Подпись – вопрос времени, а эксперименты в Киеве уже начинаются: совсем скоро звезды питерского Мариинского театра презентуют балет Radio and Juliet – по мотивам старого доброго классического Шекспира, но на музыку рок-группы Radiohead.
Это все небольшое, но нужное лирическое отступление. Ведь реформы в балете от реформ, да и, вообще, от действий нашего правительства в последнее время, ничем не отличаются.
Первое, что подразумевает собой авангард – это эксперименты. Собственно, чем уже больше года и занимается украинское правительство – ставит эксперименты над страной и народом. Сначала там «наверху» налево-направо кричат о преодолении дефицита бюджета и пишут программу реформ в расчете на получение транша МВФ, потом благополучно это сотрудничество с фондом проваливают и остаются у разбитого корыта. Сначала обещают каникулы малому бизнесу, потом пытаются его разорить. Сначала заверяют пенсионеров в полной поддержке, потом повышают им пенсионный возраст и страховой стаж. Сначала вводят «паспортизацию» при обмене валют, после «спускают» золотовалютные резервы, а напоследок, еще и переводят часть оставшихся в юани… Амбициозные планы, не грамма конкретики и громкие декорации. Все реформы имеют либо декларативный характер, либо служат интересам власти. Но, как и в балете: что в классическом - простые декорации, что в современном – световые эффекты и видео инсталляции, сюжетная линия все равно одна.
Классика предполагает, в первую очередь, строгие рамки. Четкие позиции, определенные движения. В модерне ограничений нет, здесь у каждого есть полное право на импровизацию. Вот высказалась Европа в отношении судебных дел над Тимошенко и Луценко, «бахнула» свою Резолюцию – в ожидании, что украинское правительство дальше будет двигаться по их сценарию: оппозиционеров выпустит, статьи декриминализирует и пойдет по европейскому вектору развития. Ан нет – наши им ответили импровизацией: документ проигнорировали, декриминализацию провалили, а о зоне свободной торговле с Россией договорились. Правил и позиций по сути в политике тоже много, но украинское правительство особенно не старается их придерживаться.
Более того, не только действия, но и сам жизненный уклад Виктора Януковича сегодня напоминает судьбу танцора-космополита, который сначала мотается по странам, выступает во всех постановках, а потом неожиданно отдает предпочтение маленькому театру, любимому спектаклю и исключительно в нем раз в полгода и танцует. Наш Президент тоже до выборов рвал на груди рубашку «за народ» (по крайней мере, на словах), а сейчас выстроил себе в Межигорье свою маленькую Украину и по-настоящему переживает только о том, как в ней живется.
«Реанимировать» украинский балет и внести в него новые веяния тем, кто «оттанцевал» по нашим театрам не под силу - школа не та. Вот и приглашают, пусть и украинских героев, но в Украине уже давно не проживающих и, тем более, не танцующих. Схема «позовем кого-нибудь нового решить старые проблемы и сделать из того, что есть конфетку» работает не только в хореографии. Вот сейчас Президент увольняет подчиненных, дает отставки старым губернаторам и назначает новых – паллиативными мерами пытается создать видимость реформации. Что это, если не попытка сменить ряд исполнителей на «фронтах»? Вопрос уже только в том, с какой целью – чтобы решить проблемы застоя реформ или чтобы подтянуть «семью» поближе?
Модернизировать балет в Украине очень тяжело – национальная опера в какой-то момент решила, что авангард ей не нужен. И вот вроде бы украинские политики уже стремятся осовременить наше искусство, но все еще боятся этой модернизации: от авангардного спектакля ожидают мелодий Прокофьева, и искренне верят, что ради главной сцены страны Radiohead сменит амплуа. В политических процессах все так же, и ни Европа, ни США свои амплуа не поменяют.
Если уж идти по стопам модернизации балета, то украинской власти следовало бы понимать, что приглашать «вершить» реформы и счастливую жизнь в стране стоит не старых людей на новые должности, а новых, прошедших совершенно другую школу. Да, и еще, вот чтобы реформы в балете оказались успешными, ограничиться заменой одного танцора мало – менять нужно администрацию. А что говорить о реформах в стране?