Как дрессируют толпу
О будущей революции кричат афганцы и чернобыльцы, ломающие забор возле Верховной Рады, сторонники ЮВТ, митингующие под стенами Лукьяновского изолятора и на Майдане, пенсионеры, бастующие возле Донецкой ОГА…
О будущей революции кричат афганцы и чернобыльцы, ломающие забор возле Верховной Рады, сторонники ЮВТ, митингующие под стенами Лукьяновского изолятора и на Майдане, пенсионеры, бастующие возле Донецкой ОГА… «Кровавую» революцию обещают все. Но пока на угрозах и обещаниях дело, к всеобщему счастью, заканчивается.
Смуту в недовольные жизнью народные ряды активно вносят и нардепы, и лидеры общественных движений.
В киевском Апелляционном суде по делу Тимошенко именно народные депутаты от БЮТ Александр Турчинов и Андрей Кожемякин первыми начали толкаться с беркутовцами в надежде пройти в зал заседания. И только потом к ним присоединились остальные сторонники Юлии Владимировны – прорвавшиеся на территорию «бабушки-дедушки». На День Свободы под Лукьяновским изолятором именно нардеп Иван Кириленко пафосно рассказывал в микрофон, как французские революционеры, первым делом, разобрали по камешкам Бастилию. А вечером в этот же день именно народные депутаты на главной площади страны со сцены предложили всем собравшимся перейти на «запретную» сторону Майдана…
«Раскачивает» народ и Наталья Королевская: то ставит власть «на переучет», то проводит Всеукраинскую гражданскую акцию «Вперед!». Олег Ляшко, как бы смешно и демонстративно это не выглядело, одним из первых поднажимает на забор возле ВР с целью повалить одну из секций.
«Торчат уши» ПР за акциями чернобыльцев возле парламента. Акцией протеста, проведенной 1 ноября этого года руководил генерал-майор Анатолий Винник – управляющий Харьковской областной организации Союз Чернобыль Украины, а также член Партии регионов и депутат Харьковского облсовета от Партии Регионов, который, несмотря на свои радикальные действия, не собирается складывать мандат и поддерживает программу ПР.
«Раскачивают» народ и власть, и оппозиция. Прямо и косвенно. И тем, и другим выгодно подстегивать народ, выгодно лепить из масс «действующую» толпу – политически наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения.
Посмотрите, как только люди уже готовы с вилами и лопатами врываться в администрации, как только они готовы штурмовать Лукьяновское СИЗО и по примеру французской Бастилии разбирать его по камешкам, как только они с криками «Вперед на кровавую революцию!» на День Свободы идут на Беркут, их останавливают. Прошу заметить, их же подстрекатели.
В психологии, в разделах «Как управлять толпой» можно многое вычитать о принципах самого управления и о «важности» проверки реакции масс.
Оратор высказался, толпа с гулом, лозунгами поддержала – прошло «взаимное заражение» эмоциями. Можно ставить галочку «Люди согласны». Лидер направил «куда-то» толпу (на Беркут или штурмом на СИЗО – не важно), и толпа пошла. Пока можно остановить и отметить: «Люди готовы».
Толпу «дрессируют».
Если народное недовольство не достигает нужного накала, меняют лозунги или «внедряют» своих агентов, которые вовремя подхватят и первыми проскандируют сказанное. Для пущего колорита и психологического воздействия добавляют еще и звуковое сопровождение.
Не просто так при штурме Рады афганцами и чернобыльцами из динамиков звучали звуки стрельбы и знаменитая фраза Жиглова из «Места встречи изменить нельзя»: «Граждане бандиты, вы окружены». Не просто так Турчинов, который с журналистами разговаривает ровным голосом, со сцены, перед массами пытается добавить себе такой геройской хрипотцы Высоцкого. Не просто так Лукьяновское СИЗО возводят до «великого символа» новой революции – по примеру французской. Не просто так толпу сначала направляют на действия, а потом останавливают.
Чтобы удостовериться в реакциях толпы на слова, эти реакции необходимо проверить. И не один раз.
Осознанно ли украинские политики занимаются дрессировкой и «раскачкой» толпы? Очень хочется ответить, что нет. Но почему-то кажется, что именно осознанно.
Для «похода на Бастилию» - не важно, кто или что будет ее олицетворять, или кто и на кого будет вести толпу - решившаяся на такой шаг политсила способна нанять пару-тройку сотен «специально обученных людей», которые пойдут в первых рядах. Остальные просто последуют за ними. По законам психологии толпы.
Возникает еще один вопрос. А если у «раскачанной» толпы наступит «точка невозврата»? Когда такой же командой, как на День Свободы в стиле «Шаг назад!», массу уже невозможно будет остановить? Это может аукнуться не только для «Бастилии», но и для самих «вождей». В психологии описано огромное количество способов, как остановить испуганную толпу, и нет ни одного четкого «стопа» для разъяренной.
Осознают ли это подстрекатели? Наверняка, иначе бы не пропадали с народных «гуляний», когда дело доходит до стычек, как это было на День Свободы, и не выстраивали заборов возле парламента или Кабмина…