Армия должна быть достойно обеспеченной
Завершается тяжелый год в новейшей истории Украины - год нашей Отечественной войны 2014 года, войны за свободу, независимость, суверенитет и территориальную целостность нашего государства.
Уважаемые дамы и господа!
Завершается тяжелый год в новейшей истории Украины - год нашей Отечественной войны 2014 года, войны за свободу, независимость, суверенитет и территориальную целостность нашего государства.
Эта война сделала нас сильнее. Эта война сплотила нас как нацию. Впервые Украина является такой объединенной. Вместе с тем эта война нанесла сокрушительный удар по украинской экономике. Представьте себе, ежедневно украинским налогоплательщикам, украинскому государству операция на Востоке обходится почти в 100 млн гривен.
В таких условиях, безусловно, мы также должні учитывать, что часть экономики на оккупированных территориях разрушена, остальная находится под контролем боевиков, которые выбросили людей на улицу и остановили производство. В этих условиях государств максимально делает для того, чтобы обеспечить тот уровень поступлений, который есть на сегодняшний день. Мы должны это учитывать при планировании бюджета 2015 года, который также будет очень тяжелым.
Но есть одна статья расходов, на которой мы не можем экономить. Мы уверены, что первый приоритет существования государства - это оборона, защита суверенитета и территориальной целостности.
В этой войне нас морально и материально поддерживает весь мир: принимаются решения о выделении средств как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Но, как показала практика, главные наши союзники - Вооруженные Силы Украины, Национальная гвардия, Пограничные войска, Служба безопасности, сведенные подразделения Министерства внутренних дел. Поэтому безусловно на сегодняшний день укрепление обороноспособности нашего государства является предметом общенационального консенсуса.
Вчера были обнародованы авторитетные социологические исследования. Всегда в Украине наибольшим уровнем доверия пользовалась церковь. Впервые за все годы независимости уровень доверия церкви и уровень доверия к украинской армии сравнялся. Никто в обществе не возражает против существенного увеличения расходов на безопасность, потому что все понимают: кто жалеет средств на свою армию, тот кормит чужую.
Вчера я внес в Верховную Раду проект закона, отменяющий внеблоковый статус Украины, переход к которому в 2010 было одной из самых больших ошибок тогдашнего преступного государственного руководства. Тем самым я демонстрирую, что принято единогласное общественное решение о возобновлении евроатлантической интеграции. Безусловно, это не означает немедленного вступления в НАТО, но это означает, что страна должна соответствовать критериям НАТО. Кстати, критерии вступления в Европейский Союз часто совпадают с критериями вступления в Альянс. И, безусловно, показатели бюджета должны это учитывать.
Владимир Борисович Гройсман, прошу Вас с уважением отнестись к предложению Президента о внеочередном рассмотрении этого законопроекта. Я не сомневаюсь в положительном решении этого вопроса.
Напомню, что коалиционное соглашение, которое стало частью программы действий Правительства и было проголосовано Верховной Радой, предусматривает, что расходы на безопасность и оборону должны достигать 5% ВВП. В проекте решений, которые мы совместно подготовили - недавно завершились консультации с участием Премьер-министра, силовых министров, Генерального прокурора, министра финансов - мы очень приблизились к отметке расходов на безопасность и оборону в 5% ВВП. И выполнили ту задачу, которую поставили народные депутаты, вошедшие в коалицию.
Страна сейчас отдает последнее и мы действительно в соотношении с нашими возможностями делаем невероятное. Обратите внимание, мы намерены потратить в 2015 году около 5% ВВП не только для сдерживания текущих угроз, но для инвестирования в оборону страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Я не допущу больше такого отношения к государственной безопасности и обороны, которое демонстрировалось предыдущие годы, когда армия и Вооруженные Силы физически уничтожались, разрушалась способность государства и народа себя защитить. Сегодня мы научены ошибками прошлого, беспечностью, небрежностью. Я даже уверен, что это было преступление - целенаправленное преступление по уничтожению украинской государственности. Поэтому мы закладываем основу для безопасности как минимум целого поколения украинцев.
Уверен в ближайшее время мой мирный план, который воплощен в Минском протоколе и Минском меморандуме, где четко закреплено прекращение огня, освобождение заложников, перекрытие границы, немедленный вывод всех иностранных войск, обеспечение эффективного информационного присутствия на оккупированной территории и решительные политические шаги по освобождению территории Украины, - на сегодняшний день должен заработать.
Украинский суверенитет на временно оккупированной части Донецкой и Луганской областей должен быть восстановлен. Однако наш финансовый план должен предусматривать в том числе и вероятность форс-мажорных ситуаций, как то возобновление интенсивного наступления врага в любое время или полномасштабное вторжение в нашу страну.
Военная угроза с Востока останется главным вызовом нашей безопасности. Хотел бы ошибиться, но уроки истории нужно изучать и научиться делать из них выводы.
Поэтому в условиях ограниченных финансовых ресурсов государства крайне важно найти рациональный баланс между потребностями и возможностями. Должны обеспечить безопасность, но очень важно - не истощить до конца экономику. Мы должны создать возможности, чтобы экономика развивалась.
На одном из предыдущих заседаний СНБО мы уже определили приоритетные направления финансирования в сфере национальной безопасности и обороны. Сегодня ключевыми являются потребности Вооруженных Сил, Национальной гвардии, Пограничной службы, Службы безопасности и подразделений Министерства внутренних дел.
Мы должны обратить серьезное внимание на обеспечение Вооруженных Сил, других военных формирований и правоохранительных органов современной техникой и вооружением. Именно поэтому отдельного внимания требует обсуждение государственного оборонного заказа. Приоритет отдается отечественному производителю. То, что всегда финансировалось по остаточному принципу, то есть государственный оборонный заказ, на сегодняшний день выходит на качественно новый уровень. То, чего не хватает необходимо приобрести за границей, и здесь над этими возможностями неплохо поработала отечественная дипломатия. Впервые мы будем применять использование режима долгосрочного кредитования необходимого со стороны государств-поставщиков под соответствующие государственные гарантии. Во время зарубежных визитов мы обсудили эти вопросы, они нашли поддержку и понимание наших иностранных партнеров.
Государственные оборонные предприятия по моему приказу перешли на круглосуточную работу. Я думаю, что снижать темп сегодня . График по восстановлению боеспособности государства мы все обязаны неукоснительно соблюдать. Кстати, отсутствие финансирования не является причиной остановки производства. Мы делаем все возможное, чтобы немедленно ликвидировать задолженность. У нас не должно быть больше случаев, когда выделенные средства не вовремя осваиваются или используются неэффективно.
Вопрос борьбы с коррупцией в оборонном, правоохранительной и безопасном ведомствах на сегодня также является приоритетным. Я надеюсь, что соответствующие министры - мы со Степаном Тимофеевичем Полтораком проводим соответствующую работу - принесут в ближайшее время свои плоды.
Угроза терроризма, диверсий сегодня выросла в разы. Эффективные действия Службы безопасности, подразделений Министерства внутренних дел, расследования, которые должны проводиться Генеральной прокуратурой важны. Серьезного усиления требует деятельность разведывательных органов. Вместе с новым секретарем СНБО мы значительно повысим эффективность деятельности разведывательных органов.
Я просил бы Александра Валентиновича Турчинова, на ближайшем заседании СНБО внести свои предложения по улучшению координации и повышению эффективности деятельности разведывательных органов государства.
Наконец, переходим от слов к конкретным делам в реформировании МВД. Есть предложение, которое было внесено министром Арсеном Борисовичем Аваковым. В целом я поддерживаю высказанные подходы, и в ближайшее время мы должны провести эту реформу. Для реформирования МВД также нужны деньги и в бюджете они предусмотрены.
Необходимо обсудить вопросы денежного обеспечения военнослужащих, которые служат в зоне АТО. Ставлю четкую задачу: те, кто находятся на первой линии, в условиях непосредственной опасности боевых столкновений, должны иметь ежедневные особые условия оплаты. Но мы еще должны обеспечить ротацию, чтобы они могли восстанавливать боеспособность и проводить обучение. Это должно быть учтено при определении денежного обеспечения военнослужащих.
Уважаемые коллеги!
С целью проведения плановой замены военнослужащих, которые длительное время выполняют боевые задачи в зоне проведения антитеррористической операции, наращивания группировок войск и сил для отражения возможного открытого вторжения регулярных войск возникает необходимость проведения в 2015 году цикла частных мобилизаций.
Сегодня на заседании СНБО это будет подробно обсуждено. Планируя дальнейшую мобилизацию, мы, безусловно, должны учесть все ошибки и просчеты, которые случались во время проведения предыдущих мобилизаций. Ни в коем случае нам нельзя допустить, чтобы больные, психологически непригодные к службе попадали в ряды Вооруженных Сил.
Не сомневаюсь, что должна быть усилена работа военных комиссариатов. До сих пор не выполнена моя задача по частичной замене военных комиссаров теми Героями, которые были ранены в зоне АТО.
В Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования должны быть призваны исключительно патриотически настроенные граждане Украины, физически подготовленные к военной службе, морально и психологически здоровые, имеющие соответствующую военно-профессиональную подготовку и способны с оружием в руках защищать суверенитет, независимость и территориальную целостность государства.
Предлагаю установить строгую ответственность военных комиссаров за качество призванных по мобилизации военнообязанных. Необходимо принять меры относительно проведения комплексной рекламно-агитационной кампании о целях и необходимости проведения мобилизации и противодействия осуществлению со стороны средств массовой информации соседней страны информационно-психологических атак, направленных на ее срыв. Я думаю, нам здесь нужна координация Правительства и СНБО. Ни в коем случае мы не можем допустить, чтобы в результате информационной войны против нашего государства был открыт второй фронт внутри страны против мобилизации или против способности страны себя защищать.
Мобилизацию необходимо провести поэтапно, в определенных сроках и объемах.
Нужно запретить направление в зону проведения антитеррористической операции воинских частей и подразделений без проведения полноценной подготовки призванного личного состава в учебных центрах и боевого слаживания в составе расчетов и подразделений непосредственно на полигонах.
Мы планируем восстановить призыв в ряды Вооруженных Сил. Это позволит нам уже в ближайшее время - в первом квартале - обеспечить демобилизацию тех военнослужащих срочной службы, которые были призваны год или полтора года назад. Необходимо запретить направлять военных в рамках призыва в зону АТО. Это должно стать подготовкой качественного резерва и людей, которые будут иметь соответствующий опыт.
Сегодня на Совете национальной безопасности и обороны Украины лежит огромная ответственность. Украинское общество доверило нам свою безопасность и мы должны оправдать это доверие правильной стратегией наших действий и вполне конкретными делами, направленными на ее реализацию.
Уверен, что нам это удастся. Альтернативы не существует.
Слава Украине!