Как украинцы Крым спасали, и откуда ждать спасения украинцам Крыма
Хочется верить, что мы уже таки понемногу учимся не делиться на своих и чужих. И только вряд ли это поймут те, кто 23 года притворялись «своими», и в подходящий момент неожиданно коварно ударили нам в спину, объявив нас своими врагами...
Хочется верить, что мы уже таки понемногу учимся не делиться на своих и чужих. И только вряд ли это поймут те, кто 23 года притворялись «своими», и в подходящий момент неожиданно коварно ударили нам в спину, объявив нас своими врагами...
В конце октября, когда Украина отмечала юбилейную, семидесятую годовщину освобождения своих территорий от нацистских захватчиков, близкая к крымской оккупационной власти газета «Крымская правда» разродилась статьей некой Натали Пупковой под названием «Три освободителя» и с подзаголовком «Как крымчане Украину спасали, а украинец – полуостров».
«Теперь это уже не наша страна», – пафосной сентенцией начинается материал. Действительно, ради справедливости следует отметить, что для «Крымской правды» Украина никогда не была «своей» страной. Более двух десятилетий этот журнал, как и множество других изданий полуострова, проводил откровенную украинофобскую деятельность, на которую власть не обращала внимания.
В частности, госпожа Пупкова «своей» не считает ту Украину, где больше не является знаменательной датой день создания Красной Армии, которая 70 лет назад освободила территорию тогда еще союзной республики от нацистов, а праздничным вместо этого стал день создания УПА, бойцы которой якобы сотрудничали с фашистами. И только нет ответа на вопрос – с какой стати украинцы должны считать национальным праздником дату боев Красной Армии с немецкими солдатами под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года. Которых, к тому же, не было, и быть не могло.
Ну, а что же касается «украинского национального нацистского праздники» 14 октября – то вряд ли этот день можно приписать исключительно Украинской повстанческой армии. Как отмечает львовский писатель и публицист Юрий Винничук в материале «Игры профессиональных патриотов», праздник Покрова, который действительно отмечается в Украине 14 октября, начиная с XI века, уважали и казаки, и бойцы УПА, однако никаких данных о том, что УПА была создана на Покрову, нет. По мнению Винничука, во время этого празднования нужно уделять внимание всем защитникам украинских земель всех времен.
Но вернемся к госпоже Пупковой, которая страдает от того, что в Украине сейчас «унижают настоящих героев, издеваются над памятью 9 миллионов мирных жителей – жертв фашизма, а в пока еще городах-героях Киеве и Одессе проводят шествия неонацистов». Хотелось бы прояснить некоторые моменты по пунктам.
Начнем с темы унижения настоящих героев. Насколько доброжелательно относятся к ним в государстве, где в ответ на все упреки раздается «ЗатоКрымНаш» – ни для кого не секрет. Скажем, 27 января с.г. российская пресса торжественно сообщила, что к 71-й годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве ее участникам выдадут подарочные наборы и выплатят аж по тысяче рублей (около 330 грн.), а вдовам ветеранов и «детям Сталинграда» предоставят одновременную социальную помощь в размере 500 рублей (около 160-170 гривен). Так же по тысяче рублей волгоградским ветеранам обещали ко Дню Победы. Действительно, до такого гуманного отношения к ветеранам, когда раз в несколько лет выплачивается по паре сотен гривен участникам судьбоносных освободительных боев, «фашистской» Украине ой как далеко.
И об издевательствах над памятью советских воинов тоже найдется, что сказать. Недавно один из крымских переселенцев, который с семьей переехал в Киев, выложил в соцсетях фотографии стелы в честь жителей Житомирщины, погибших на фронтах Второй мировой войны; на памятном знаке есть и имена нескольких мужчин из его рода, которые отдали свою жизнь за свободу Украины. «Памятник окрашенный, вокруг забор, рядом цветы! А вы до сих пор всем рассказываете, что в Украине все памятники воинам ВОВ разрушены, неонацизм процветает, и тому подобное?», – возмущенно спрашивал человек, для сравнения добавив фотографии заброшенного памятного знака Второй мировой войне, расположенного в его родном городе. «Я хочу только спросить крымских патриотов России: что вам мешало почтить память жертв войны, когда Крым был украинским? Может, просто руки не оттуда растут? На что вы способны, большие борцы с украинским фашизмом, которые никогда не замечают, что творится у них под носом? Только обвинять кого-то в своей бездеятельности и безалаберности», – упрекнул крымчанин своих земляков, уже бывших...
Недаром известный советский и российский актер Олег Басилашвили, который в июне с.г. вопреки официальной государственной риторике назвал российско-украинскую войну неправедной, посоветовал своим соотечественникам заниматься не завоеванием новых земель, а внутренним обустройством страны. Как действенный способ он предложил отдать часть квартир в новых элитных жилых домах, в которых почти никто сегодня не живет из-за бешеных цен на квадратные метры, еще живым ветеранам войны. «Пусть они хотя бы остаток своих лет поживут в человеческих условиях. Дайте им пенсию не несколько тысяч, а по сто тысяч каждому. Их же осталось так мало... Не отдаете? Что вам так жалко? Что же вы за кулаки такие? Как вам не стыдно смотреть на людей, которые спасли вас?» – в отчаянии спрашивает деятель искусства...
Ну а что же касается неонацистских маршей – достаточно лишь задать поисковой системе запрос по ключевым словам «Русский марш», чтобы составить себе представление о том, какие действа обычно происходят 4 ноября, к российскому дню национального единства. В отличие от фашистских перекличек «Слава Украине – Героям слава», которыми 23 года ущемляли русскоязычное население, на маршах звучат такие дорогие сердцам и ушам крымчан миролюбивые призывы «Слава России!» или «Слава Руси!», «Конец оккупации – свободу русской нации», «Мы – Русские! С нами Бог!», «Русские, вперёд!», «Все хотят, и я хочу по е**лу дать хачу», «Севастополь/Бахчисарай/Джанкой (и т.д.) – русский город!» и тому подобное.
Но таких мелочей госпожа Пупкова в родной среде «русского мира» предпочитает не замечать. Сейчас она берет на себя другую миссию (кстати, на самом деле уважаемую и благородную) – напомнить о трех Героях Советского Союза, которые представляют три крупнейшие этнические группы Крыма: русских, украинцев и крымских татар. В частности, имя Абдул Тейфук известно очень многим. К русским автор причислила симферопольца с украинской фамилией – Николая Розенко.
В начале июня под Керчью поисковики нашли останки четырех бойцов, одному из которых принадлежала медаль «За отвагу» №468465. Владельцем знака отличия оказался старший сержант Илья Яковлевич Яковенко, украинец. Родился он 26 мая 1900 (по другим данным 1890) в селе Васильевка (сейчас Гребениковка Сумской области). Воевал на Южном, Северо-Кавказском фронтах, защищал Крым, дважды был контужен. В ноябре 1943 года в составе десанта форсировал Керченский пролив, будучи командиром пулеметного подразделения. Отличился в бою при расширении плацдарма севернее Керчи и при захвате высоты Царский Курган. Убит 20 ноября 1943-го года. В донесении об окончательных потерях полка напротив фамилии Ильи Яковенко указано: «Оставлен на нейтральной территории»; такая же отметка стоит напротив имен Евгения Макаренко из Донецка и Михаила Куксенко из Одесской области. 16 мая 1944 года за героизм во время расширения Крымского плацдарма Илье Яковенко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза; в его честь в 1948 году было переименовано село Кыз-Аул Ленинского района.
Несмотря на интересный рассказ о нашем героическом соотечественнике, материал в целом напоминает больше нейролингвистическую манипуляцию, чем историческое исследование: по несколько раз повторяются реплики вроде «Это уже не наша страна» (относительно Украины), «Крымчане воевали за Украину, а украинцы – за Крым», «Тогда защищали общую родину», «Тогда не делились на национальности и земли, на своих и чужих» и др. Жаль, автор ни словом не намекает, что было бы с тем, кто в 40-е годы ХХ ст. попытался бы отказаться защищать «отечество», или хотя бы заикнулся о разделении на национальности и земли в «едином и неделимом СССР», в границах которого почти каждый кусок «общей родины» был обильно полит «русской кровью» и затем провозглашался «исконно русской землей»...
Это только сейчас в «неонацистско-бандеровской» Украине можно свободно маршировать по улицам с флагами чужого государства, призвать военную технику и солдат под этими же флагами, провозглашать ее территорию «искусственно собранным недогосударством» и прививать на ее тело паразитов в виде щедро финансируемых террористических «народных республик», параллельно договариваясь о ее разделе с руководителями других государств... и наконец, разве для того украинцы веками защищали Крым, чтобы сегодня на полуострове их потомкам было запрещено говорить на своем языке, ходить в свои школы, читать свою прессу, слушать свое радио и смотреть свое телевидение, молиться в своих церквях, открыто считать себя частью своего народа, своего государства, истории, культуры? И еще чтобы им рассказывали, что их народа на этой земле и следа никогда не было, что нет здесь их и сейчас, а кто зовется украинцем – тот провокатор?..
И надеяться на то, что когда-нибудь крымские специалисты в области «украинского неофашизма» хотя бы словом вспомнят тех защитников украинской государственности, которых породила крымская земля. Скажем, генерал-хорунжего Виктора Куща – однофамильца (а кто знает, не родственника ли) архиепископа Симферопольского и Крымского УПЦ КП Климента, который сегодня стоит в обороне нескольких сотен крымских украинцев-христиан, гонимых ураганами нынешних событий на полуострове...
Родился будущий украинский военный в 1887 году в Симферополе. Военное образование получил в Одесском пехотном училище в 1904 году. В составе 15-го пешего полка участвовал в русско-японской войне 1904-1905 годов. За личную храбрость награжден двумя орденами. 1912 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В годы войны был штаб-офицером для поручений штаба 4-го Сибирского армейского корпуса. В украинской армии с августа 1918. При Гетманате – начальник отдела 1-го квартирмейстерства Генерального штаба, начальник штаба 13-ой пешей дивизии. В январе 1919 года – начальник организационного отдела Генерального штаба, позже – начальник разведывательного отдела Действующей армии УНР, штабов Запорожского корпуса, Запорожской группы и генерал-квартирмейстерства Главного управления Генерального штаба. В 1920 стал генерал-хорунжим. Был награжден Крестом Симона Петлюры. 1923 в Калише наладил издание журнала «Табор», был его редактором до 1939 года. Соорганизатор Украинского военно-исторического общества в Польше. Автор многих публикаций по истории революций. Умер 21 ноября 1942 в возрасте 55 лет.
Так же, как знаменитых севастопольских матросов Петра Кошку и Игната Шевченко, к «русским воинам» в Крыму причисляют Ивана Голубца, украинского парня из города Таганрог, который с 1920 по 1924 года принадлежал к Донецкой губернии УССР.
Окончив 7 классов, Иван работал на Азовском металлургическом заводе. В 1937 году призван в ВМФ. В 1939 году окончил Балаклавскую морскую пограничную школу, служил в 1-м и 2-м Черноморских отрядах пограничных судов. Участник Второй мировой войны с июня 1941. Рулевой сторожевого катера «СК-0183» (3-й дивизион сторожевых катеров, Черноморский флот). 25 марта 1942 года в осажденном уже пять месяцев Севастополе состоялся обстрел Стрелецкой бухты артиллерией противника. Когда в машинном отделении сторожевого катера возник пожар, Иван Голубец приступил к тушению. От попадания второго патрона на катере взорвались бензоцистерны, стал взрываться артиллерийский боезапас. Возникла угроза взрыва запаса глубинных бомб и уничтожения судов, находившихся в заливе. Осознавая опасность, отчаянный воин откатывал за борт горящего катера бомбы, пока не произошел взрыв. Жертвуя собой, 26-летний старший матрос-пограничник спас десятки человеческих жизней и боевые катера. Звание Героя Советского Союза Ивану Голубцу присвоено 14 июня 1942 года посмертно. На месте гибели был сооружен бюст Героя, а его имя пожизненно занесено в списки части. Именем Ивана Голубца названы улицы в Севастополе и Симферополе, а также в Каневе Черкасской области.
А многие крымчане знают, кто первым установил флаг над Сапун-горой при штурме Севастополя? Кто вспомнит имя Ивана Яцуненко из села Оженковка на Днепропетровщине, которому суждено было стать Героем Советского Союза?..Родившийся в крестьянской семье, Иван Яцуненко закончил 7 классов, после чего работал трактористом в одном из крымских совхозов. Был мобилизован в 1940 году. На фронте во время Второй мировой войны с августа 1941; раненым попал в плен, из которого бежал; с марта 1944 – вновь на фронте. В бою 7 мая 1944 года под Севастополем одним из первых ворвался на Сапун-гору, которая была в тактическом плане ключевой позицией на подходах к городу. Вскоре при взрыве мины получил тяжелое ранение и попал в госпиталь. Долгое время считался погибшим – на гранитном памятнике павшим героям штурма Сапун-горы было высечено его имя. Победа Ивана Яцуненко изображена на реалистическом полотне диорамы «Штурм Сапун-горы». Приказом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1954 года Яцуненко получил звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда». Жил в Севастополе, где и умер 10 февраля 1983 и был похоронен на кладбище поселка Дергачи.
Мало кто вспоминает имя еще одного украинца – Василия Моисеевича Кулинича, который в годы Второй мировой войны в Ялте и окрестностях был больше известен как «дядя Вася». Сам он родом с села Остапа Вересая, в Крым переехал в 1922 году. По его воспоминаниям, старые крымчане знали и хорошо понимали украинский язык, пели украинские песни, глубоко уважали и воспринимали кобзарское искусство.
Культуролог, изобретатель, часовой мастер был также кадровым военным, который прошел две мировые войны. Василий Моисеевич, который возглавлял штаб Ялтинского партизанского отряда, собственноручно застрелил в бою на яйле немецкого коменданта Ялты Битнера, офицера, награжденного из рук Адольфа Гитлера двумя железными крестами; после смерти его в цинковом гробу отправили на самолете для захоронения в Берлин.
Осенью 1941 года гитлеровцы начали перевозить Ай-Петринским путем в осажденный Севастополь военную технику и войска. Об этом узнали в Ялтинском партизанском отряде, который действовал тогда в районе Ай-Петринского перевала. Группа саперов-партизан во главе с Василием Кулиничем подорвала шоссе, после чего в течение оккупации Крыма немцы не могли им пользоваться.
А еще Василий Кулинич умело играл на скрипке, владел оперным басом, исполнял роли в украинских спектаклях, режиссировал. Был директором клуба промкооперации и госторговли, который объединял 152 актера-любителя, которые входили в состав смешанного хора и драматического коллектива, ставившего пьесы «Дай сердцу волю, заведет в неволю» и «Невольник» Кропивницкого, «Мартын Боруля» Карпенко-Карого , «Наталка Полтавка» Котляревского. Только кому сейчас в Крыму нужны такие «компрометирующие» подробности?..
И однозначно не подвергается огласке в Крыму имя еще одного украинца, Владимира Шарафана, который участвовал в освобождении Севастополя, простым воином героически сражался за Сапун-гору, Сахарную Головку, Малахов
Курган, где в бою был тяжело ранен. По доносу 4 июля 1944 года, в военном госпитале Алушты был арестован, в декабре приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества и «благодарной Родиной» 12 февраля 1945 года расстрелян. Только в 1993 году в независимой Украине после обращения в военную прокуратуру Одесского военного округа удалось узнать правду.
В архивах НКВД нашлось несколько томов дела Владимира Шарафана, после изучения которых, он был оправдан по закону «О реабилитации жертв политических репрессий». Причиной было его участие в... ОУН. Именно так, в Организации украинских националистов, жертвам которой в Симферополе уже несколько лет стоит памятник. Правда, в Крыму немногочисленные оуновцы сами были жертвами как немецких, так и советских карательных органов – причем очень часто из-за доносов бывших русских белогвардейцев, которые во время немецкой оккупации Крыма вернулись на полуостров и, получив ведущие должности в руководящих местных органах, «восстанавливали всеми силами матушку-Рассею», как писал в своем репортаже из Крыма оуновец «Яр» в июне 1942 года.
Ивана Осадчука, районного проводника украинских повстанцев, в декабре 1941 гестаповцы арестовали в Евпатории, а затем расстреляли. В феврале 1942 гестапо арестовало 14 повстанцев Джанкойского отряда во главе с Романом Бардахивським и его помощниками Наконечным, Степаном Вонкевичем и Михаилом Любаком; всех их немцы расстреляли в противотанковых рвах за городом, вместе с местными евреями. К их уничтожению причастны белогвардейцы – русские переводчики гестапо, бежавшие в Джанкой из Керчи, взятой красноармейцами.
Что же касается Владимира Шарафана – до того, как быть мобилизованным в Красную армию, он, известен также как «Усач», и «Друг Ша», занимал одну из руководящих должностей Крымской областной ОУН, взявшись за управление подпольной сетью, которая работала в жестких условиях оккупации и серьезной конспирации. Несмотря на пропагандируемые антиукраинскими псевдоисториками данные, украинские повстанцы в Крыму в боевых действиях участия не принимали. Основной их задачей была материальная и моральная помощь украинскому населению Крыма и защита его права на культурное развитие.
С этой целью в 1942 году в Симферополе было создано «Бюро помощи украинцам»; вскоре были основаны украинские начальные школы, а в некоторых районах и «семилетки». В конце концов, в Симферополе была организована украинская православная церковь. Подпольщики организовали два предприятия – капеллу бандуристов, с которой за несколько месяцев развился украинский театр, и потребительски-торговый кооператив «Украинский консум», с помощью которого было организовано обеспечение украинской интеллигенции Крыма продуктами, она особо остро ощущала голод. К слову, мало кому известен тот факт, что симферопольские оуновцы фактически спасли от голодной смерти выдающегося украинского художника Николая Самокиша, не эвакуировался с советской армией с полуострова.
Не вспомнят добрым словом в Крыму и Владимира Чермошенцева. Этнический русский, родившийся в 1927 году в нижнем Поволжье, в селе Лихомановка Саратовской области, 1933 с матерью и тетей, спасаясь от голода, переехал в Украину, после чего семья отправилась в Крым. Окончив начальную школу в селе Почтовое Бахчисарайского района, Владимир был чабаном. В 1942 на улице Симферополя схвачен немецким патрулем и вывезен на работы в Германию в лагерь в Ватенштедте, где коксовали уголь. После того, как Владимиру на ногу упал ком раскаленного угля, его отправили на лечение в 24-й лагерь, откуда он бежал, направляясь пешком в Украину. Был пойман воинами УПА, после чего командир Дубенской сотни Юрий (Георгий) Чуйковский взял его своим ординарцем.
Чермошенцев участвовал в боях с немцами, власовцами, поляками, войсками НКВД. Имел ранения и контузию. Во время одной из операций попал в плен к НКВД, где его пытали, выбивая информацию об остальных бойцах: ломали ребра, руки, кончики пальцев, выбили несколько зубов. Чермошенцев сумел убежать, добрался до Крыма, жил без документов на нелегальном положении у матери, которая уже несколько лет оплакивала сына. В конце концов, вскоре он попался в руки милиции при краже винограда. Осужден на 10 лет ИТЛ (дополнительная вина – уклонение от службы в армии). Отбывал наказание в «ГУЛАГе», на лесоповале в Кировской (теперь Вятской) области, вплоть до смерти Сталина валил лес. После освобождения получил паспорт. О его пребывании в УПА милиции не было известно, иначе ему грозил расстрел. После освобождения вернулся в Бахчисарай. Весной 2014 года уехал в Тернополь, где сейчас доживает свой век в гериатрическом пансионате – из «русского» Крыма россиянина Владимира Чермошенцева выжили потому, что он воевал за «бандеровцев»...
...В своем романе «Записки украинского самасшедшего» известная украинская писательница Лина Костенко устами главного героя сказала – «В Штатах в День памяти всех павших во всех войнах за Америку ставят флажки на могилах, молятся. Поучиться бы тем, чьи мозги задубели в формалине советской идеологии. Они не способны почтить всех павших – только выборочно: кто правильно пал, кто неправильно. Кровных врагов, нацистов, готовы простить, а украинские ребята, боровшиеся сразу против двух нечеловеческих систем, для них враги, националисты».
И вот 28 октября 2014 года Президент Украины Петр Порошенко наконец поставил точку в 23-летнем разделении защитников и освободителей Украины на «таких» и «не таких», в обращении по случаю 70-й годовщины освобождения Украины от немецких захватчиков, поблагодарив всех защитников Украины от фашизма – как прошлых (украинских повстанцев и красноармейцев), так и сегодняшних (бойцов АТО).
Хочется верить, что мы уже таки понемногу учимся не делиться на своих и чужих. И только вряд ли это поймут те, кто 23 года притворялись «своими», и в подходящий момент неожиданно коварно ударили нам в спину, объявив нас своими врагами...