Дитячі бої в Росії - симптом хвороби суспільства
Проведення «дитячих боїв» в Чечні в день народження Рамзана Кадирова - симптом загальноросійської хвороби, ім'я якої - агресія
Агрессия давно уже стала в России одной из норм общественного поведения. История с «бойцовским шоу» с участием детей в Чечне - лишнее тому подтверждение. Она, правда, могла затеряться в череде увеселительных мероприятий к юбилею Рамзана Кадырова, если бы телеканал «Матч! Боец» не показал это «зрелище» на всю страну.
«Пускай мужиками растут»
Дело тут, впрочем, далеко не только в Кадырове. Он лишь символизирует сегодня собой все самое средневековое, к чему с детской радостью и непосредственностью тянется едва ли не большая часть российского общества.
Чеченские «мальчики для битья» стоят в одном ряду с нападением в центре Москвы ряженых «офицеров» на выставку американского фотографа Джока Стерджеса и разгромом экспозиции в Сахаровском центре. Это также история о стране, где большинство родителей в обязательном порядке стремятся отдать сына в спортивную секцию каких-нибудь единоборств, а драка, иногда даже со стрельбой, из-за небольшой аварии на дороге - обычное дело.
И то, как развивается скандал вокруг «детских боев» - очень симптоматично. Первым грозненоское шоу осудил глава профильной спортивной ассоциации (Союз ММА Россия) Федор Емельяненко. Детям до 12 лет вообще запрещено выступать в этом виде спорта, а старшие должны иметь соответствующую экипировку, - возмутился спортсмен. В ответ на Емельяненко посыпались оскорбления и обвинения со стороны чеченских политиков и спортсменов.
Вскоре в помощь «политическим тяжеловесам» из Грозного потянулись интернет-тролли и десятки известных своей «искренностью «комментаторов. Напомню: генпродюсер телеканала «Матч ТВ», транслировавшего бой, Тина Канделаки, ранее возглавляла агентство «Апостол», которое не раз обвиняли в использовании ботов, троллей и платных блогеров.
А дальше - и это самое страшное с точки зрения оценки состояния российского общества - появилось множество бесплатных комментаторов. Эти строящие из себя «настоящих мужиков» любители детских боев бросились с упоением вспоминать, как дрались в детстве.
Кремль и дети
Оказалось, однако, что отнюдь не все поддерживают детский «бойцовский клуб». У Емельяненко нашлись сильные союзники. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высказался в том духе, что показывать такое по телевизору неправильно. Не понравилось Кремлю и использование некоторыми чеченскими деятелями оскорбительного жаргонизма «петух» в отношении Федора Емельяненко - не последнего в неформальной иерархии симпатий российской правящей элиты человека, с которым дружески общался лично Владимир Путин.
Не успел Песков договорить, как недавно назначенная уполномоченная по правам детей Анна Кузнецова сообщила, что ведет расследование и даже, представьте себе, уже отправила запрос чеченскому коллеге.
Впрочем, запросом от Кузнецовой весь этот скандал, скорее всего, и закончится. Углублять его и портить Рамзану Кадырову «заслуженный» праздник Кремль вряд ли станет. Интересы детей (за исключением своих собственных) российский правящий класс ставит несравненно ниже политической стабильности.
Милитаризация порождает агрессию
Время диалогов для российского общества заканчивается. Хотя Москва - один из самых безопасных мегаполисов такого масштаба в мире, именно здесь легче всего стать жертвой никак не мотивированной агрессии где-нибудь в общественном транспорте или на улице.
И если помнить, что основа политики Кремля - популизм, то он совершенно правильно не пытается преодолеть эту тенденцию.
Власти так старательно строили в России общество насилия, что сейчас попытка остановить агрессию для них самих может закончиться плохо. Процесс, похоже, стал неуправляем.
Так что скандалы - скандалами, но после переодевания в военную форму персонажей детской передачи «Спокойной ночи, малыши» удивляться особенно нечему. Более того, нетрудно предположить, что через год-два детские «бои без правил» займут достойное место в эфире центральных телеканалов. Милитаризация всегда идет рука об руку с агрессией. И мальчик должен вырасти не архитектором, зубным врачом или, страшно сказать, учителем, а мужиком.