Зачем Путину Украина?
Зачем она ему?
Поскольку тема «Путин проиграл Украину» стала необыкновенно модной и по ней высказываются все – от многоумных иностранных экспертов до доморощенных икспердов-аматоров – и она необыкновенно трендовая, предложу и я свое ИМХО.
На мой непросвещенный взгляд, Путин и не думал завоевывать Украину – в мирном, конечно, интеграционном смысле. Зачем она ему?
Будучи президентом своей страшно сложной, состоящей из разнонациональных, разноконфессиональных частей, страны, где есть свои центробежные силы и такая хроническая болячка как Кавказ, проблемы которого надо решать ежедневно, Путин как глава государства вряд ли планировал интегрировать проблемную Украину в ближайшей и среднесрочной перспективе. Зачем пытаться вовлечь ее в свой проект, тратясь на эти мегаусилия с весьма туманной перспективой?
Ведь в нашей стране есть Галичина, которая никогда, ни при каких обстоятельствах (по крайней мере, в максимально обозримой перспективе) не примет идею принадлежности Украины к евроазиатскому проекту. Этот регион всегда будет рваться в Европу на любых условиях, в любом статусе, соглашаясь даже утратить львиную долю своей драгоценной незалежности.
И если совместный проект удастся-таки, просто появится своего рода еще один мини-Кавказ, который невозможно будет ни замирить, ни по-настоящему купить, ни убедить. Все равно в лес смотреть будут.
И это еще самый мягкий вариант. Более жесткий и более вероятный – деконструкция Украины как государства в результате резкого обострения сепаратистских настроений запада страны. И кому нужен развал огромного государства, который вряд ли будет мирным?
Схидняки, похоже, смирились с евроинтеграционными действиями украинской власти, хотя и бурчат, и ворчат, и пишут, что окончательно разочаровались в президенте и действующей власти. Но бунта не сделают и сепаратистских тенденций не выявят. Поэтому их тихим нытьем можно пренебречь, выходит.
Это, кстати, на мой взгляд, один из мотивов принятия Януковичем решения о европейском векторе. Не главный, само собой, но и не последний. Есть, разумеется, намного более существенные – это желание защитить свое состояние, получить гарантии от западных кураторов нашей демократии, которые якобы даже пугают Януковича судьбой Каддафи. По крайней мере, так считают высокоумные аналитики, как бы ни были смешны их конспирологические трактовки.
Есть жизненно критичная необходимость считаться с интересами олигархов-спонсоров.
Но и задача сохранить целостность страны, уверена, не последний мотив. Даже ценой пренебрежения собственными обещаниями и упованиями своего исконного электората.
Возвращаясь к Путину. Все заявления российской власти по теме интеграции Украины выглядели как ритуальные танцы вокруг темы «Два братских народа должны быть вместе». Муляж и макет борьбы. В общественном сознании эта тема существует, и совсем игнорировать ее было бы странно. Однако никаких шагов по реальному PR-охмурению украинцев специально обученные русские не предприняли.
Логика в таком поведении есть – зачем сеять семена в бетон? Пока украинцы не сходят в Европу, мечта о все увеличивающихся варениках в сметане, прыгающих прямо в рот безо всяких усилий едока, никогда не уйдет из тренда и общественного дискурса. Даже продвинутые и самые умные ожидают от евроинтеграции примерно того же, хотя и формулируют намного кудрявее.
С другой стороны, и Россия, возможно, пока не стала тем мечтаемым эталоном благоденствия и рационального устройства экономики, общественной жизни, правоохранительной системы, который мог бы искушать капризных украинцев, перебирающих лакомые предложения отовсюду...
К тому же – тяжело пожатье русской каменной десницы, не умеет Россия мягонько удушать в объятиях, не говоря уже о том, чтобы просто признать равными себе.