Новые варианты налоговой реформы: могут ли они побороть нищету в Украине?

Концепцию налоговой реформы нужно рассматривать сквозь призму борьбы с бедностью.

Концепцию налоговой реформы нужно рассматривать сквозь призму борьбы с бедностью.

Почему?

Потому что бедный народ никогда не построит сильную экономику.

Потому что бедные люди никогда не смогут победить коррупцию – при первой же возможности они будут давать и брать взятки.

Потому что бедный избиратель не сможет выбирать и проконтролировать власть, его всегда можно будет купить за пакет гречки.

Поэтому проводить реальную налоговую реформу можно только в том случае, если она решает пять ключевых вопросов:

1. Снижение налогового давления на заработную плату

Высокие ставки загоняют зарплаты в тень, так как часто украинский производитель с действующими налогами не вписывается в конкурентную цену товара или услуги. Или же работники не верят во взаимосвязь между платежами сегодня и пенсией завтра. В результате, с одной стороны, государство не получает миллионные платежи, а с другой, работники и их семьи лишены выплат в случае болезни, несчастного случая, смерти.

Минфин предлагает идти по пути умеренного снижения налогового пресса: с 2016 года – налог на доходы физических лиц до 20% и единый социальный взнос для предприятий 20%. А уже с 2018 года объединить эти два налога в один, зафиксировав ставку на уровне 20%.

Альтернативное предложение – 10% налог на доходы физических лиц и 20% единый социальный взнос.

Что на самом деле необходимо людям? Мы должны объединить два платежа и снизить общую ставку 20% уже с 1 января 2016 года. Именно так в свое время поступила Грузия и получила увеличение платежей в разы, только так можно завоевать доверие налогоплательщиков и реально вывести зарплаты из тени.

2. Создание конкурентоспособной налоговой системы

Украина сегодня теряет не только людей, покидающих страну в поиске рабочих мест и достойных зарплат, но и производства, которые уходят в другие страны.

У нас не растет ВВП, прогнозируют, что экономика вернется на уровень 2013 года через двадцать лет, но мир все это время не будет стоять на месте! Если мы сегодня не создадим лучшие, чем в соседних странах, условия для производства, мы действительно еще 20 лет будем ждать увеличения экономических показателей, при этом теряя людей, увеличивая бедность и опускаясь в мировых рейтингах уровня жизни.

Между тем, обе концепции оставляют действующую систему уплаты налога на прибыль и точечно поправляют систему администрирования НДС. Что касается ставок, то в проекте Минфина они увеличиваются, а в альтернативном незначительно снижаются.

Но это не то, что требуется. Мы должны от налога на прибыль перейти к налогу с доходов физических лиц. Или, как предлагают эксперты в третьей концепции реформы, к налогу на распределенную прибыль. Необходимо кардинально снизить ставку НДС до 10-12%, сравняв ставки этих двух налогов.

Так мы вернем инвесторов в страну и создадим условия для открытия новых производств.

3. Приоритетность налогоплательщиков перед чиновниками

Сегодня чиновники на каждом шагу пытаются хитрить. Авансовые платежи, невозврат налога на добавленную стоимость, новая электронная система администрирования НДС, которая на самом деле привела к введению 20% налога на оборот. Это жульничество порождает огромное недоверие. И оно никуда не исчезнет ровно до тех пор, пока чиновники будут видеть в людях дойную корову, а не тех, кто нанимает их на работу и платит зарплату.

Минфин об этом предпочитает умалчивать. Декларируются основные принципы, но нет ни одного конкретного предложения. Например, ничего не сказано о ликвидации налоговой милиции, хотя это решение уже давно назрело.

По опыту прошлого года могу сказать, что дьявол кроется в деталях. Правильные принципы не всегда соответствуют принятым законам. Но сегодня важно от деклараций перейти к простому, прозрачному и дешевому администрированию.

4. Ликвидация коррупции

Главная цель любой реформы – создание простых и прозрачных правил игры, а также неминуемость наказания за допущенные нарушения.

С этой точки зрения предложенные концепции – скорее попытка провести косметические изменения в налоговой системе, а не построить новую. Но без ликвидации злоупотреблений фискалов наша экономика не поедет.

Еще в 2012 году "Фортеця" инициировала введение персональной ответственности чиновников за невыполнение или нарушение ими закона. По всем, кроме налоговиков или таможенников, эта норма уже принята. По фискалам в Налоговом кодексе должна быть предусмотрена зеркальная ответственность плательщиков налогов и чиновников за нарушение закона.

5. Сохранение упрощенной системы налогообложения

Сегодня на едином налоге работает около 1 млн. предпринимателей. Они содержат свои семьи, платят зарплату наемным работникам. То есть, настоящее и будущее 3-5 млн. человек напрямую зависит от упрощенной системы налогообложения.

В проекте Министерства финансов эта система де-факто ликвидируется. Минфин предлагает объединить вторую и третью группу плательщиков единого налога, то есть третью группу и возможность использовать единый налог юрлицами ликвидировать. И четвертую группу предлагают ограничить годовым оборотом в 2 млн. грн., что лишит возможности использовать единый налог большинство фермеров.

Альтернативный проект с первого взгляда выглядит не так угрожающе, но он впервые с 1998 года открыто предусматривает ликвидацию упрощенной системы налогообложения, уже с 1 января 2018 года.

"Фортеця" в 2011 году отработала действующую упрощенную систему с правительством и никто с тех пор не привел ни одного факта использования упрощенной системы для ухода от налогообложения. Более того, все задекламированные Минфином и правительством задачи реформирования налоговой системы касаются создания условий для развития бизнеса. Поэтому в готовящейся налоговой реформе не может быть и речи об упрощенной системе налогообложения.

Это сегодня маленький островок свободы в море коррупции общей системы налогообложения!

Мы много раз во Всеукраинском объединении "Фортеця" обсуждали проведенную в декабре прошлого года "реформу", которую сейчас в правительстве называют первым этапом и считаем, что Украине нужна только хорошо подготовленная, согласованная и аргументированная налоговая реформа, создающая возможности роста экономики. Или ничего. Еще одной имитации, опыта или эксперимента на людях мы не переживем.

Источник: Сегодня