Украинская политика Кремля – в национальных интересах России?
Выступая на днях на прокремлевском молодежном форуме «Селигер», Владимир Путин вновь сообщил, что в России есть люди, которые «выступают против национальных интересов России»
Выступая на днях на прокремлевском молодежном форуме «Селигер», Владимир Путин вновь сообщил, что в России есть люди, которые «выступают против национальных интересов России». Но что такое национальные интересы России? Существует ли только одна, правильная, трактовка этих национальных интересов? Означает ли также замечание Путина, что только ему одному известны подлинные национальные интересы России – по самому праву власти? В частности, соответствует ли нынешняя украинская политика Кремля национальным интересам России? Во всем этом есть большие сомнения.
В марте произошло «воссоединение» Крыма с Россией (на самой Украине и на Западе называемое чаще всего «аннексией»). Россия забрала себе часть Украины, хотя до этого во всех двусторонних и многосторонних договорах и соглашениях неизменно признавала Крым частью Украины (все эти договоры и соглашения, кстати, продолжают действовать).
Теперь Москву обвиняют в массированной поддержке сепаратистских образований на востоке Украины – самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. В том числе в поставке вооружений, боеприпасов, добровольцев, наемников, советников и даже регулярных войск.
В результате принятого Киевом решения о подавлении вооруженного мятежа на востоке страны (т.н. антитеррористическая операция) уже несколько месяцев идет кровопролитная война, с тысячами жертв, в т.ч. среди мирного населения, и огромными разрушениями. Война, в которой Украина и Запад видят Россию одной из сторон. Долго ли продлится нынешнее перемирие, перерастет ли оно в долгосрочный мир – пока неясно.
Захват чужой территории с применением вооруженных сил (да еще получивших после всего этого ордена и медали), обстрел чужой территории, направление на чужую территорию войск и вооружения, а также засылка «вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников» – все это однозначно трактуется как агрессия Резолюцией 3314 Генеральной Ассамблеи ООН от декабря 1974 года. Именно в этом последнее время все чаще обвиняют Россию.
Согласно Конституции России, применение вооруженных сил России за рубежом должно получить санкцию Совета Федерации. В случае конфликта на востоке Украины, если там действительно принимает участие российская армия, такой санкции СФ нет. Что ставит вопрос о возможной ответственности лиц, принимающих решения.
В результате украинского кризиса – самого масштабного за всю постсоветскую историю на всем постсоветском пространстве, обстановка вокруг России кардинально изменилась.
Против России введены экономические санкции. Как и персональные санкции против высшего российского руководства. Ущерб от санкций оценивается в сотни миллиардов долларов, Министерство экономики России ухудшило прогноз экономического развития на ближайшие годы, как и прогноз инфляции, инвестиций, оттока капитала, и так далее.
Введены и расширяются санкции технологического характера. Россию начинают ограничивать в доступе к высоким технологиям в области энергетики, электроники, телекоммуникаций, оборонного производства. Тем самым затрудняется решение задачи инновационной модернизации российской экономики.
Активизировались усилия ЕС – главного торгово-экономического партнера России, по ослаблению зависимости от поставок российских энергоносителей. При том, что деньги европейских потребителей – пока что главный источник валюты и бюджетных доходов России. Отношения России и ЕС сегодня находятся на самой низшей точке за всю постсоветскую историю. Фактически заморожена подготовка нового базового соглашения России и ЕС. Испорчены отношения с главным европейским партнером России – Германией.
Украинское общество консолидировалось – и все больше на антироссийской основе. Общественная поддержка на Украине ассоциации с ЕС и движения в сторону НАТО значительно выросла. Нейтральные Швеция и Финляндия подписали соглашения о военном сотрудничестве с НАТО, а сам альянс ищет возможность расширения своего военного присутствия в Восточной Европе и Прибалтике.
Заработав санкции на Западе, Россия качнулась на восток – в сторону Китая. В поисках новых рынков сбыта и замещающих западные технологии. Однако здесь есть опасность продажи ресурсов Китаю задешево и на невыгодных условиях – как это вынужден делать находящийся под санкциями Иран. Нет в Китае и других незападных странах и тех технологий, которые раньше предоставлял России Запад. Весьма вероятен рост геополитической зависимости России от великого восточного соседа.
Под угрозой теперь и будущее евразийской интеграции и СНГ. Не выйдет ли теперь Украина из СНГ, как это сделала после кризиса 2008 года Грузия? При создании Евразийского экономического союза Казахстан и Белоруссия тщательно вычистили из документов все, что намекало на политическую интеграцию группировки. Их не может не пугать перспектива возможной дальнейшей экспансии Москвы - под лозунгами реинтеграции «русского мира». Недавние резкие заявления Назарбаева показывают, насколько озабочены другие члены ТС экспансией Москвы.
Важно заметить , что все это в корне отличается от задач, поставленных в российских официальных документах, например, в Концепции внешней политики России, утвержденной президентом Путиным совсем недавно - 18 февраля 2013 года.
В Концепции определены главные задачи российской внешней политики: обеспечение безопасности страны, ее авторитета в мире; создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого роста экономики; для ее технологической модернизации и перехода на инновационный путь развития; повышения уровня и качества жизни населения; укрепления демократии и прав человека; укрепление всеобщего мира и безопасности на основе соблюдения международного права; «формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах» (!)
Также декларируется стремление к развитию двусторонних и многосторонних отношений с другими государствами, в том числе на основе уважения их суверенитета и территориальной целостности, неконфронтационности и предсказуемости российской политики.
Именно так, и вполне справедливо, трактуют национальные интересы России официальные документы Кремля. Однако реальные события идут пока в диаметрально противоположном направлении.