Тоска за победами: две тенденции, способные убить или возвысить Украину
К Евро-2012 можно по-разному относиться.
К Евро-2012 можно по-разному относиться. Лично я скептично. Десятки миллиардов гривен потраченных, точнее говоря, сворованных при подготовке к чемпионату, мягко говоря, не самое правильное использование ограниченных ресурсов в не самой богатой и процветающей стране. Но есть тенденция, уже проявившаяся во время Евро-2012 и вселяющая оптимизм - это гигантский подъем патриотизма и веры в себя, вселившиеся в массы после первой игры украинской сборной со шведами.
Победа над шведами была глотком свежего воздуха в этом вечно ноющем, издыхающем и стонущем украинском болоте. После игры многие поверили, что мы легко побьем и другие команды, потому, откровенно говоря, наблюдались шапкозакидательские настроения.
Вторая игра с Францией расставила все по своим местам. Французская команда взяла вверх классом, потому победа ее вполне заслужена. Но огромный позитив в Донецке заключается в том, что киевская атмосфера радости, надежды и единения была здесь такой же мощной, как и ранее в Киеве. Весь центр города был в украинской символике и стадион болел за команду в едином порыве.
Это указывает, что в Украине нет проблем с идентификацией. Желто-голубые априори свои, независимо от того говорят на русском, украинском или Бог знает еще каком языке. «Бандеровцы» не приехали в Донецк с дедовскими «шмайсерами», жадно желая прикончить пару «москаликів», а жители Донбасса не рыскали по трибунами с топорами в поисках любителей «мови».
Проще говоря, если перевести все в политическую плоскость, то у Украины нет проблем на уровне низов. Стране просто нужны победы. Все народы крепнут в борьбе и сражениях. Они могут иметь разную форму, но именно победы рождают уверенность, уверенность рождает силу, сила рождает новую силу и возможности. Украинцы не научились конвертировать победы в новые победы, но они могут побеждать. И это и внушает оптимизм.
Как написал у меня в блоге Леша Ляшенко «да, мы все увидели, сколько мало надо для того, чтобы Украина была сильной и единой. Несравнимо мало, если сравнивать с теми усилиями и средствами, которые вбухивали нам каждый день, час, минуту и секунду в прямом смысле в сознание и подсознание, что мы неудачники, что Украина "недоразумение историческое". Два гола Шевы и даже проигранный сборной матч французам - весь этот "титанический спикеров труд" сводят на ноль».
Действительно, Евро-2012 в очередной раз подсветил мелочность и убогость наших политических карликов. Чего стоит комментарий Николая Томенко: «Результат Україна-Франція прогнозований, бо грали на виїзді! Дивую лише те, як можна було віддавати два принципові матчі місту яке ніколи не вболівало за Україну?! В стократ краще шанують збірну України - Львів, Київ і Харків! А Донецьк?!».
Интересно, как после этого политики вроде Томенко, могут называть себя патриотами и что-то лепетать там о Соборности, когда они априори разделяют страну по каким-то своим дебильным критериям. На самом деле, нет никакой разницы между ним и Колесниченко. Оба идиоты. Мы во власти идиотов, построивших под себя идиотское государство, функционирующее по-идиотски, взращивающее идиотов и также идиотски подыхающее.
В общем, не буду распыляться, Евро отразило две тенденции.
С одной стороны, мы видим алчную элиту, независимо от цветовой дифференциации политических штанов, ворующую все, что попадется под руки. «Элиту» мелочную, сварливую, неспособную возвыситься над своими жлобскими аппетитами и превращающую все к чему прикоснется в смердящее болото. Здесь все ясно. Как говорится, Господь жги, здесь уже ничего не исправить.
С другой стороны, отчетливо видно гигантское неудовлетворение простых людей истосковавшимися за позитивными эмоциями, стремление быть и чувствовать себя победителями, а не плачущим и вечно стонущим стадом, гонимого на убой.
Здесь на ум приходят строки из «Истории древнего Рима» Моммзена о причинах победы римлян после тяжелейшего поражения под Каннами в 216 году: «устранить это зло, не перестраивая одновременно всей государственной конституции — что было, очевидно, невыполнимо во время войны,— возможно было только в том случае, если в нации установится единодушие, полное взаимное доверие споривших и враждовавших ранее партий, если исчезнет всякое стремление проводить тех или других людей только потому, что они принадлежат к той, а не другой политической партии».
Футбольный ажиотаж показал, что пройдя через формализацию государственных признаков (наличие флага, герба, гимна) и идентификации украинцы вполне дозрели до следующих этапов – рождению объединяющей идеи и главы нации, через которого нация будет себя идентифицировать.
Перефразируя слова Черчилля о царской России, Украина может пойти на дно, когда гавань уже видна совсем рядом, и может прийти в нее, если успеет выдвинуть новых лидеров, адекватные эпохе идеи, способные увлечь алчущие побед массы.