Годовщина референдума: как украинцы принимают решения, а потом сожалеют
В ноябре 1991 года я ехал домой из Харькова в холодной электричке. СССР разваливался и это уже понимал даже школьник вроде меня. Через несколько дней на референдуме должна была окончательно решится судьба Украины.
В ноябре 1991 года я ехал домой из Харькова в холодной электричке. СССР разваливался и это уже понимал даже школьник вроде меня. Через несколько дней на референдуме должна была окончательно решится судьба Украины.
1 декабря Украина выбирала не только путь, но и президента. У входа в вагон висел портрет с Кравчуком, а с другой стороны Вячеслава Черновола. Нужно было выбрать кого-то из них, чтобы шагнуть в светлое некоммунистическое будущее.
Почти все наши знакомые собирались тогда голосовать за независимость Украины. Все устали от агонии позднего совка. Никто не представлял, что нас ждет, но представлялось, что стоит попробовать самостоятельной жизни. Вряд ли это был осознанный выбор, впрочем, в большинстве случаев простой человек редко делает осознанный выбор. Мало информации, мало опыта, мало желания разобраться, как по настоящему все устроено. Большие массы ведут себя как животное, полагаясь на инстинкты. Иногда они срабатывают, иногда нет.
1 декабря украинский народ проголосовал за независимость и выбрал Кравчука президентом. Дальше все произошло то, что произошло. Жизнь простого человека не стала лучше, в большинстве случаев, даже хуже.
Выиграли те, кто были активными, полагались на самих себя и хотели получать от жизни все. Кто-то из них преуспел, кто-то не очень, но в любом случае, они были в мутной воде постсовка, словно рыбы в воде.
Проиграли те, кто на уровне своего сознания являются взрослыми детьми – хорошие, обаятельные, ответственные, в массе честные и доверчивые люди, живущие повседневностью и не пытающиеся посмотреть за горизонт.
Очень выиграла партноменклатура советской Украины. Собственно говоря, она тяготилось советским строем давно и хотела узаконить свое право присвоить активы УССР. Референдум 1 декабря легитимизировал это желание, передавая реальную власть бывшим советским аппаратчикам. В следующие годы они упивались властью и богатством свалившимися на их головы. НО ВО ВСЕЙ ЭТОЙ ИСТОРИИ ЕСТЬ ОДИН УРОК, КОТОРЫЙ ЗАБЫВАЮТ НАПОМНИТЬ – ОНИ ПОЛУЧИЛИ РЕАЛЬНУЮ ВЛАСТЬ БЛАГОДАРЯ ПРОСТЫМ ЛЮДЯМ, ИСКРЕННЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНО ГОЛОСОВАВШИМИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ 1 ДЕКАБРЯ.
Потом эти простые люди проклинали Кравчука, забывая, что сами дали ему власть, а, значит, вправе и забрать ее. Эту вторую, и, пожалуй, главную составляющую любого политического уравнения власти в Украине забыли.
Кстати, если перенестись на 13 лет позже, то точно такой же феномен наблюдался и в 2004 году. Как сейчас помню, как моя киевская родня таскала пирожки на Майдан, напрочь отметая рациональные аргументы о том, что Ющенко далеко не тот добрый сказочный царь, коего они видели в Викторе Андреевиче. Дальше все произошло точно также, как и после референдума 1 декабря 1991 года – элита использовала власть, чтобы разбогатеть, а бывшие адепты Майдана понуро наблюдали, как рушатся мечты о прекрасном демократическом будущем, забывая, что они породили очередного Голема, и они же вправе его убить.
Думаю, что скоро мы увидим очередное такое же дежавю и в контексте прошедших парламентских выборов. Когда очередные «спасители нации» нацию предадут, а дальше…. Ну, вы уже догадываетесь, что будет дальше с теми, кто голосовал за Кличко и «Свободу» с Яценюками.
Здесь мы видим наш национальный феномен – мы стыдливо пытаемся забыть, запрятать глубоко в подсознание наши неудачи, «перекладывая» их на некие внешние объекты, которые «виновны» в наших страданиях. Поэтому, сегодня вокруг 1 декабря 1991 года не гремят фанфары. Те, кто принимали участие в референдуме, забыли о судьбоносном решении. Многие в прямом смысле этого слова. Так проще жить. Жизнь понятна и проста, когда в ней есть козлы, которые мешают нам жить, и, мы, светлые и пушистые наивные люди от которых ничего не зависит. На самом деле – зависит многое, просто нужно не забывать об этом.