Янукович и Калигула
Общение Виктора Януковича с подданными 22 февраля прошло в форме достаточно унылой театрализованной постановки с участием профессиональных актеров и чиновников.
Общение Виктора Януковича с подданными 22 февраля прошло в форме достаточно унылой театрализованной постановки с участием профессиональных актеров и чиновников. Форма и суть сего действа показывает, что постмодернистский спектакль в Украине вышел на абсолютную безумную высоту.
В 1999 году я работал на «Уличном ТВ» в группе из 9 человек, которая обеспечивала проведение прямых включений с первыми лицами государства из регионов. Мы ездили по всей стране и нашей задачей была организация коммуникации на площадках, отбирая наиболее адекватных людей для общения в прямом эфире с первыми лицами страны. Нам никто не говорил, кто конкретно должен задавать вопросы Кучме или другим первым лицам участникам телемоста. Главным критерием была адекватность вопрошающего.
Мне запомнился один случай. Был конец октября 1999 года. Довольно холодная погода и мы приехали на включение в Каменец-Подольский. У нашего экрана быстро собралась толпа из нескольких десятков человек. Эфир продолжался около трех часов. За это время мы выстрелили раза два или три. У меня на площадке был инвалид без ног. Он очень просил пустить его в прямой эфир. Я опасался, что он будет не совсем адекватным, но с другой стороны мне было его жалко. Все три часа он проторчал на холоде. Под конец эфира, я решил рискнуть и сказал на центральный пост, что у меня есть человек с вопросом. И нас поставили. Лицо инвалида появилось на большом экране. Кучма сидел в студии и слушал, что он ему говорил. Я уже не помню суть вопроса, но на всю жизнь в памяти осталось красное от холода лицо инвалида со слипшимися волосами и черной бородой. Он задал спокойно вопрос, а Кучма на него также спокойно ответил. Пока Кучма говорил там что-то инвалид плакал, потому что на 10 секунд он смог подняться до уровня первого лица, достучаться до него со своей проблемой.
Этот момент отражает суть того, что произошло с Украиной за последние 13 лет.
Когда я вчера смотрел, как артистка Кировоградского театра благодарила Януковича (наверное, если бы можно было поцеловать его в задницу, то она бы это сделала, причем сделала бы это очень профессионально, артистично, с достоинством), то самое страшное в этой всей мизансцене была широкая, искренняя улыбка Януковича.
Искренность, реальная искренность его позитивной эмоции создавала законченную картину сумасшедшего дома в который сегодня превратилась Украина. В этот момент со всей очевидной отчетливостью было видно, что для Виктора Федоровича данный спектакль и есть реальность. Каждый, кто бывал в театре знает этот момент абсолютного погружения в театральную постановку, когда исчезают кулисы, подмостки и актеры. Ты сопереживаешь, то что видишь как реальность, в которой сам живешь. Виктор Федорович вчера вел себя точно также.
Он живет в прекрасной стране, где строятся театры, коровники, заводы, а украинские космические корабли бороздят просторы Вселенной.
В этой стране киевлян, прежде всего, заботит наличие скверов, а не исчезнувшие дороги, холодные батареи и безработица.
В этой чудесной стране нет бандитов, нет рейдеров, забирающих созданное потом и кровью, нет чудовищной несправедливости.
В этой стране вообще нет всего, в чем мы живем, с чем соприкасаемся, дышим и проклинаем.
Сегодня власть в Украине полностью превратилась в кафкианский Замок. Мне вспомнилась одна из серий очень сильного и ужасно саркастичного британского политического сериала «The thick of it», где правительство Великобритании пытается принять важное решение, отталкиваясь от данных фокус-групп. Чиновники, находящиеся в перманентной запарке, чтобы ускорить процесс получения нужных данных, нанимают для участия в фокус-группах актрису, которая дает «усредненные» данные. На основе этих данных правительство принимает решения….
Янукович полностью реализовал эту схему на практике. Народ заменили актеры и чиновники. Проблемы «решаются» путем виртуальной картинки. Собственно говоря, вся украинская политика есть такая подвижная картинка, в которой виртуальные персонажи борются друг с другом.
Как я уже писал, сегодняшняя Украина является передовой площадкой постмодерна. Мы зашли в него настолько далеко, насколько это возможно в принципе. Честно говоря, можно только восхищаться безумием наших лидеров и народа, который покорно идет за ними.
Например, что может быть безрассуднее, чем выкачивание ресурсов из атомной энергетики, когда АЭС, производящие 50% электроэнергии по очень низким тарифам, испытывают перманентную нехватку запчастей, которые покупаются по завышенным ценам. Удивительно не то, что это все еще работает, а то, что мы до сих пор не получили второго Чернобыля. Это касается всей стратегической инфраструктуры страны.
Пожалуй, наиболее близкой исторической аналогией происходящего в Украине является правление императора Калигулы в древнем Риме. Как известно, Калигула не считался с реальностью. Он сам считал себя таковой. Он умудрился за четыре года промотать все наследие скупердяя Тиберия, оставившего ему полную казну. Его вычурные излишества, оргии и убийства не имели границ. В отрицании существующего порядка вещей Калигула зашел настолько далеко, что сделал сенатором своего любимого коня.
Как писал Светоний, казнить человека он всегда требовал мелкими частыми ударами, повторяя свой знаменитый приказ: «Бей, чтобы он чувствовал, что умирает!» Когда по ошибке был казнён вместо нужного человека другой с тем же именем, он воскликнул: «И этот того стоил». Он постоянно повторял известные слова трагедии Луция Акция: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись!»
Он правил неполные четыре года. Ярко и безумно. А потом его убили.