Украинский компрессор ненависти
Недавно я возвращался домой в маршрутке. Наблюдая за своими попутчиками, мне пришло в голову, что маршрутка является хорошей моделью нашей страны и социума.
Маршрутка не предполагает будущего. В ней очень трудно думать о перспективе вообще, поскольку пассажир очень плотно охвачен настоящим. Оно обволакивает его множеством элементов: запах немытых тел, повышенная влажность, холод зимой или жара летом, недостаток личного пространства и т. д. создают соответствующую ауру, концентрирующую на преодолении многочисленных неудобств.
Пассажиры маршрутки объединены своим несчастьем. Судьба свела их вместе здесь и сейчас, заставляя мириться с недостатками пространства, которые ощущаются тем острее, чем больше пассажиров находится внутри.
В маршрутке особенно отчетливо ощущаются недостатки других с которыми вы вынуждены мириться. Громко говорящая девушка по телефону мгновенно становится объектом ненависти других. Ненависть буквально электризует окружающее пространство. Каждый мечтает удавить малолетнюю сучку, пока не начинает звонит ваш телефон и вы сами не превращаетесь в такой же ненавистный персонаж.
Громкий разговор, запах продуктов из сумки воспринимаются как покушение на ваш мир, и так балансирующий в неравновесном состоянии.
Неустойчивость эмоционального состояния пассажира (особенно в час пик или после трудного рабочего дня) усугубляется рваными, хаотичными движениями маршрутки.
Обычно маршрутка ползет на небольшой скорости по заданному маршруту, но нельзя абсолютно точно сказать, как она будет двигаться, где остановится в следующий момент.
Очень многие зависит от характера водителя. Пассажиры не могу выбирать водителя и попав в маршрутку они оказываются в его власти, независимо от его профессиональных качеств. Первое, что должен сделать пассажир, попав в маршрутку — заплатить, или показать индульгенцию, освобождающую его от такой платы. Впрочем, если водитель хороший человек, то он может пропустить вас и так. Однако, в большинстве случаев водитель смотрит на пассажиров как на ходячие гривны. Для водителя пассажиры — это дегуманизированные ходячие гривны, которые перестают быть таковыми после совершения акта оплаты. После этого, водителю они интересны только с точки зрения пространства, которое можно напичкать такими же ходячими гривнами.
Статусно водитель хотя и выше пассажира, но находится в таком же униженном положении, поскольку он не является владельцем маршрутки. Он почти раб, привязанный к рулю невидимыми путами, являясь инструментом хозяина. Рабское состояние заставляет выжимать из своего привязанного состоянии максимум выгоды. Водитель маршрутки является живой иллюстрацией сословного общества, где место дает ресурс и определяет его количество.
Тяжелая атмосфера маршрутки заставляет пассажиров отгораживаться от внешнего мира с помощью гаджетов. Прослушивание музыки или просмотр фильмов является формой психологической защиты. Каждый старается занять позицию «моей хаты с краю», чтобы обрести душевное спокойствие. Или отгородится от источников раздражение. Атмосфера маршрутки скорее способствует индивидуализму, чем кооперации.
Смотря в окно пассажиры завистливо наблюдают на представителей более высоких сословий, передвигающихся на своих авто. Они имеют другую степень свободы и мобильности, о которой пассажиры маршрутки могут только мечтать. Большинство и мечтают, что однажды будут ехать в своем пепелаце. И хотя маршрутка часто кажется временным транспортом, в ней можно провести всю жизнь.
И конечно же виноват в этом будет Виктор Федорович Янукович
Изображение: Reuters