Охота на Януковича
Последний визит Януковича в Россию породил лавину слухов в условиях информационного вакуума, который мастерски был подогрет молчанием АП. Какие тенденции заметны?
Последний визит Януковича в Россию породил лавину слухов в условиях информационного вакуума, который мастерски был подогрет молчанием АП. Какие тенденции заметны?
День ото дня в украинских СМИ усиливается истерика относительно перспективы саммита в Вильнюсе. Возникают самые фантастические версии, которые базируются:
а) на непонимании процессов
б) на глупости
в) на зависимости от тех или иных инвесторов, которые свои интересы и фобии процируют на медийную челядь.
Поэтому Интернет кишит откровениями вроде того, что слил Evgeny Gendin. Я взял его в качестве базового, чтобы показать основные мифологемы, которые сегодня гуляют в медиа.
Итак, вот что пишет Евгений, привожу дословно:
Просто я с несколькими людьми общался, специально выпытывал. Это — правда, очень осведомлённые люди, значительно осведомлённей многих из нас:-) . Честно, без распальцовки А ещё точнее — и власть (провласть) и оппозиция. Киев.
Какие моменты совпадают:
1. Ассоциация процентов на 95 подписана не будет.
2. ТС подписан не будет (пока что)
3. Путин сильнее напугал Януковича, чем европейцы (при пока мониторящих американцах). Помимо дестабилизации экономической он серьёзно напугал дестабилизацией и неконтролируемостью юго-востока. И, самое главное, выдвижением пророссийского кандидата, поддерживаемого Кремлём. Помимо Медведчука, назывались фамилии Шуфрича и ещё одного действующего депутата ПР, которого не хочу называть. Кстати, жесткач с Марковым и ротация губернаторов — из этой серии.
4. Бонусы, обещанные Путиным за неподписание (пока за неподписание): серьёзные кредиты вместо МВФовских. Личные откаты от резко подешевевшего газа («президентский» ж, блядь, бизнес ). Содействие на выборах.
5. Юля — понятное дело, завеса. Чтобы спровоцировать оппозицию и попробовать на неё ответственность переложить за срыв.
6. Россия активно работает в Европе, и есть несколько стран, которые могут быть против, даже при «тяжеловесах», которые за — что сорвёт это дело.
Просто выложил. Не комментирую, не раскидываю пальцы экспертности)). Напоминаю — информация и выводы не мои. Всё, понятно — нестопроцентнтное, но я общался с теми, кто со мной, как минимум, не лукавил и кто, на мой взгляд, имеет ту информацию, к которой можно прислушаться.
Мой комментарий:
Визит Януковича в Сочи был провальным. Не буду раскрывать нюансов, но это очевидно хотя бы потому, что Януковичу пришлось вновь ехать неизвестно куда и встречаться где-то на военной базе тет-а-тет с Путиным даже без ближайших помощников.
Разговор Путина с Януковичем интересен с психологической точки зрения, поскольку люди присутствовавшие на переговорах с ним знают, что президент России умеет очаровывать и подавлять своих визави. Поэтому, попытка оторвать Януковича от окружения — верный ход Путина, который знает, что украинский президент находится под сильным влиянием со стороны олигархов. Путин психологически доминирует и пытается конвертировать это преимущество в конкретные договоренности.
Рабочий визит на этих выходных также закончился ничем, учитывая преждевременный слив Дмитрия Киселева на Первом канале.
Однако, допустим, что Евгений и другие люди, сегодня вбрасывающие информацию в духе «в Вильнюсе все пропало» общались с некоторыми инсайдерами, которые рассказали какие-то нюансы последних переговоров.
Из этой позиции вытекает:
1) Что эти люди должны быть очень близки к Януковичу, поскольку он сразу же — в воскресенье(!), максимум, рано утром в понедельник поделился информацией с инсайдерами, чтобы они могли поделиться с другими.
Так не бывает, хотя бы по той причине, что есть «эффект трения». Янукович не возвращается с мыслью «как бы быстрее слить многочисленным блоггерам и СМИ самую правду о чаепитии с Путиным», потому что блоггеры в его жизни занимают такое же место, как те муравьи, что живут в пеньках, по которым он скачет каждое утро в Межигорье.
2) Учитывая тяжесть момента, Янукович почему предпочел направо и налево раздавать конфиденциальную информацию в условиях, когда его окружение дергается, пытаясь просчитать свои интересы, часто противоречащие друг другу, а сам он находится под жестким прессингом американцев, европейцев и олигархов, не говоря о Путине. Что же делает этот святой человек? В логике блоггеров он сразу спешит со всеми поделиться секретной информацией.
На самом деле, все ровно обратно. Мы видим, что СМИ ничего не получили, потому принялись строить свои пошлые версии в зависимости от уровня образования, наглости и тупости. АП ничего не сообщила, очевидно, посчитав, что короткого заявления пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова достаточно для прояснения ситуации. Наконец, даже «говорящие головы» из Партии регионов не получили внятных инструкций. Потому мы услышали забавные версии от Елены Бондаренко о том, что встреча Путина и Януковича на военной базе имела такой формат из-за опасений «прослушки».
Это говорит о том, что Януковича а) осторожен б) возможно напуган, потому старается не рисковать лишний раз. В его положении, согласитесь, это разумно.
Разговоры о Шуфриче и Маркове, а также прочих «перспективных политиках» «юго-востока» (сам постановка вопроса смешна, как будто есть некая особая политика юго-востока) усиливают фейковость таких «сливов». Ни Марков, ни Шуфрич не являются фигурами, соответствующими масштабу геополитической игры, которую мы рассматриваем.
При этом параллельно визиту Януковича происходит слив в Financial Times относительно выкупа долгов американским инвестиционным фондом. Де-факто означает, что американцы подписываются за ВФЯ, а с другой стороны берут его на крючок финансовыми обязательствами. Причем не только его, но всех кто будет после ухода Януковича. Ведь речь идет о госдолге!
Я даже не буду детально разбирать экономическую составляющую всей этой истории, она также не в пользу Путина и России.
Этим вопросам я уделю больше внимание в другой статье, сейчас скажу только, что аховое положение Януковича заставляет его искать средства на «здесь и сейчас».
Россия ограничена в таких ресурсах, поскольку сама испытывает все больший их недостаток, что хорошо видно по дефициту бюджетов в регионах и углублению экономической рецессии, являющейся следствием глобального кризиса. Мегапроекты (авиация, атомная энергетика, космос) о которых говорит постоянно Глазьев сработают когда-то (через 3,5,10 лет), а у Януковича дефицит бюджета и негативное сальдо платежного баланса здесь и сейчас. Поэтому, ему нужны огромные средства на закрытие дыр в Пенсионном фонде, социальным выплатам и закупку, чтобы продержаться 2014 год и выиграть кампанию 2015 года.
Эти мысли вполне разделяет и российское экспертное сообщество.
Например, российский эксперт, зав. отделом социологии и социальной психологии Института научной информации по общественным наукам РАН Дмитрий Ефременко в статье «Украина после Вильнюса» дал очень четкое описание вызовов, стоящих перед Россией в этом противоборестве.
«Красивые слова о «бесповоротности европейского выбора» лучше оставить для украинского внутриполитического потребления. В конечном счете речь идет о масштабе материальных, политико-дипломатических, информационных и иных ресурсов, которые будет готова задействовать Россия для того, чтобы повлиять на украинские элиты и общественное мнение», — отмечает аналитик.
Он указывает причины по которым Россия не сможет дать Украины экономические преференции, которые обещает в обмен на отказ от ассоциации с ЕС.
Как известно, российский президент и другие официальные лица заявляли, что ежегодный экономический выигрыш Украины в случае ее вступления в Таможенный союз составит от 6 до 12 млрд долларов.
«Он мог быть достигнут за счет почти троекратного снижения стоимости российского газа, снятия экспортной пошлины на нефтепродукты, создания преференциального режима для продовольственных товаров. Сюда же следует приплюсовать компенсации, связанные с переходом Украины на общую для ТС ставку единого таможенного тарифа. Несомненно, на первом этапе гипотетического членства Украины в ТС именно российскому налогоплательщику пришлось бы взять на себя эту нагрузку», — констатирует Дмитрий Ефременко.
Однако, этих аргументов оказалось недостаточно, чтобы убедить Киев.
«Можно предположить, что после вступления в силу соглашения об ассоциации и свободной торговле между Украиной и ЕС цена вопроса окажется еще выше», — делает предположение российский аналитик
По его мнению, «в условиях экономической стагнации, начавшейся в России даже при сохранении вполне комфортной цены на нефть и возобновления роста западных экономик, эта нагрузка может оправдываться исключительно геополитическими расчетами».
При этом, «никаких гарантий успеха у Москвы не будет хотя бы потому, что отношения между Россией и объединенной Европой в рамках этого сценария перейдут в режим полномасштабного противостояния», — считает Ефременко.
Впрочем, российский ученый видит возможные альтернативы, позволяющие уйти от конфронтационного сценария.
Он уверен, что «альтернативная стратегия – попытка кардинально изменить правила игры между Россией и Евросоюзом и интегрировать Украину в эту систему в качестве полноправного участника – пока кажется сугубо гипотетической».
«Этот подход прежде всего должен базироваться на признании Украины ключевым фактором российско-европейского взаимодействия и на выработке инклюзивного подхода к Киеву», — говорит он.
Дабы не уходить в сторону, советую прочитать его блестящую статью
Резюме: Янукович не подпишет ассоциацию только в том случае, если будет уверен, что после этого, будем называть вещи своими именами, не избежит физической ликвидации. Россия, оказавшаяся перед угрозой полного разгрома в Восточной Европе, может пойти по классическому, но непонятному западному уму сценарию «так не достанься же ты никому». Даже, если за это придется катастрофическими проблемами самой России, как это было с вхождением во Первую мировую войну на стороне Сербии, несмотря на неготовность российской армии.
Чтобы не произошло несчастного случая, Янукович будет требовать или уже требует, или уже получил, учитывая с какой скоростью он запускает в Украину американские компании на стратегические направления, гарантии безопасности.
Американцы же работают с тяжеловесами из Европы, которые пока еще молчат, очевидно, выжидая когда сложится окончательный пасьянс. При этом истерики вокруг Тимошенко носят характер шумовой завесы, которая прикрывает реальные интересы всех сторон в этой игре.
Тимошенко важна исходя из тактических и стратегических интересов Януковича, но для Европы и США она всего лишь разменная монета в комбинации на одной из десятков геополитических площадок, где они играют.
Это значит , что в этой игре США и Европа подходят к украинскому вопросу исходя из долгосрочного интереса, кстати, также как и Россия, для которой ставкой является не просто потеря влияния в крупной восточно-европейской стране, а потеря опорной точки на европейском направлении, что чревато откатом в Азию со всеми вытекающими последствиями, включая вопрос выживания. Россияне это поняли, но слабость их позиции заключается в том, что они сами находятся внутри глобальной повестки, которая была им навязана в 1991 году и до сих пор из нее не вышли.
Потому окончательное решение будет приниматься не на основе интересов мышей из украинского политического цирка, а своих вполне конкретных, рациональных интересов крупных игроков, которые стоят за кулисами и дергают за ниточки.
Зачем мы ЕС? ЕС мы нужны как рынок сбыта и буфер. Все. ЕС плевать на наши проблемы. Буфер и рынок сбыта — все что им нужно. Европе нужны опорные точки, чтобы укрепить свою шатающуюся модель.
Цимес ситуации в том, что все шатаются и стараются укрепить свои позиции за счет остальных, поэтому слабые и несбалансированные государства вроде Украины пожираются крупными игроками.
В этих условиях для тяжеловесов в ЕС есть свои аргументы, как открыть форточку Украине, так и сыграть с русскими, вопреки окрикам из Вашингтона.
Теперь посмотрите на контекст современных американо-европейских отношений, чтобы понять куда может качнуться чаща весов.
На кого завязаны сегодня основные правительства Европы?
Германия — на США (хотя коалиция с социал-демократами будет заставлять Меркель быть более осторожной в Восточной политике), Франция — на США (позиции Франции и России вошли в противоречие в Ливии и Сирии ), Британия — с США (здесь еще вопрос кто кем больше вертит). Наконец, сами США преследуют укрепление своих позиций в Восточной Европе. Хотя бы для того, чтобы можно было вбивать клин между Европой и Россией в случае необходимости, поскольку разделение Евразии на конкурирующие зоны — альфа и омега внешней политики США уже сто лет.
Да, не нужно переоценивать влияние украинской повестки на глобальную игру. Точно такие же дилеммы, как у Януковича и К, сегодня имеют лидеры десятков других государств в Азии и в Африке. Однако, именно на этих десятках площадок сегодня куется будущее посткризисного мирового порядка.
Исходя из всего вышесказанного возникает вопрос — вы серьезно верите, что Янукович определяет конечный итог всей этой комбинации?
Против такого пошлого понимания процессов говорит все: начиная от характера политического режима в Украине (олигархический, то есть по определению имеющий нескольких центров власти) и заканчивая лихой игрой ведущих мировых центров.
В этой ситуации пространство для маневра у Януковича можно сравнить с выбором у волка, которого охотники гонят на номера. Волк бежит по коридору означенному флажками, где егеря (вроде Fitch или «Газпрома») контролируют траекторию движения, а дальше серый хищник может выбрать: повернуть налево в узенький коридор, или повернуть направо — в коридор несколько шире. А в Вильнюсе мы услышим громкий финальный выстрел.