Яценюк ломает систему образования Украины: почему это хорошо
На уходящей неделе огромный резонанс вызывали инициативы правительства Яценюка существенно урезать расходы на систему образования
На уходящей неделе огромный резонанс вызывали инициативы правительства Яценюка существенно урезать расходы на систему образования. В частности, Кабмин лишит учителей ряда надбавок с целью экономии средств.
Естественно, эти действия вызвали бурю возмущения в системе образования. Сегодня мне звонит товарищ и говорит, мол, надо поддержать освитян у которых хотят забрать какие-то там льготы. Дальше передаю наш буквальный диалог:
Я: Зачем? Зачем поддерживать неэффективность , которая уже не имеет ресурсов на свое поддержание.
Он: Таким образом, можно завоевать внимание это социальной группы и ее поддержку.
Я: А зачем завоевывать внимание социальной группы, которая неэффективна и, тем более, продолжать поддерживать ее неэффективность дальше в условиях развала политической и экономической системы, которые эту неэффективность всячески генерировали.
Он: Но тогда их возьмут какие-то популисты
Я: Отлично! И что они сделают? Они пообещают оставить старую неэффективность, которая не имея ресурсов обеспечения не может быть сохранена, а, значит, завтра они (популисты) станут жертвой своей неэффективности ради неэффективности той социальной группы, которая воспроизводит неэффективность.
Он: Ну тогда их заменят новые популисты
Я: Допустим, но они столкнутся с еще большим недостатком ресурсов и, как следствие, рухнут еще быстрее. И вот тогда, тогда наступит время тех, кто принесет с собой эффективность.
Из этого диалога вытекает несколько следствий.
Парадокс позднего постсоветского человека заключается в том, что этот человек идет в больницу (школу, университет), платит деньги бесплатной медицине (образованию) и твердо уверен, что они должны быть бесплатными.
Поэтому зарю будущего Украины зажгут политические силы, которые не будут обещать поддерживать уклад уже умершей УССР.
Зарю будущего Украины зажгут политические силы, которые принесут с собой освобождение от обязательств прошлого века, которые возвратят в общественное сознание понимание баланса, понимание необходимости, понимание долга, понимание отвественности и понимание справедливости.
Когда в Украину вернутся эти понятия, когда люди потеряют все иллюзии о бесплатной медицине, образовании, льготах и т.д., когда заявления деятелей, вроде Ляшко и прочих популистов, будут воспринимать с хохотом и свистом, как сказачников, коими они и являются, вот только тогда в этой стране начнется развитие.
И предварять его будет грохот рухнувших несущих конструкций УССР.
А что же делать учителям сегодня?
На их месте было бы правильно потребовать от правительства полноценных реформ, которые дадут государству больше ресурсов, а людям позволят платить за образование. Для этого учителям нужно будет создать свой профсоюз, способный вывести сотни тысяч человек на улицы с согласованной программой действий. Ключевым является наличие полноценной альтернативы, адекватной нашим реалиям. Если учителя будут просто требовать оставить свои надбавки, то они гарантированно проиграют. Потому что в столкновении социальных групп побеждают более организованные, а, поскольку, олигархи более организованны и они контролируют все ключевые институты власти, то они перекладывают издержки от своего неэффективного государственного менеджмента на менее организованные социальные группы. Например, учителей, которые к тому же зависимы от системы и трусливы в своей массе. Ведь сегодня в школе работают люди, опять-таки в массе ничего не желающие менять, которые как-то приспособились к реалиям, но постоянно ворчат на них. Они выполняют функцию надсмотрщиков за детьми, которых дети доверяют им, пока где то вкалывают на работе — это и есть функция современной украинской школы.
Однако, реалии изменились и старая система образования в новых реалиях неэффективна. Это хорошо видно по показателям образования в Украине. Или по количеству украинских студентов в Польше, которая, имея свою демографическую яму, с каждым годом все увереннее высасывает из Украины студентов. Действительно, зачем учиться за взятки в Украине, если можно легально заплатить меньшую сумму в Польше и получить диплом европейского образца.
Поэтому школе и высшему образованию нужны перемены, но учителя хотели бы, чтобы они прошли не за их счет. Также как врачи. Также как пенсионеры. Также как милиционеры. Также как олигархи. Также как все в этой стране.
Отсюда, мне все равно, что они будут делать, потому что я уверен, что они ничего делать не будут. Поэтому лучше всего подождать, когда естественный ход событий расчистит площадку для настоящих изменений, а сопротивление переменам будет сведено к минимуму. Это наиболее адекватная стратегия в условиях, когда и т. н. элита и народ пребывают в иллюзиях, что страна будет изменяться за счет кого угодно, но не за их счет.
P.S.: Владимир Спиваковский кратко изложил видение реформы образования:
Такая же проблема была в Англии (!), 15 лет назад, с ухудшающимся качеством образования и потерей приезжавших азиатских миллиардов денег… Они пригласили профессора Деаринга для того чтобы разобраться, и дать решение. Он за 1 месяц изучил проблему и написал: Всех учителей надо поделить на 3 равные части. 33% — вообще профнепригодны, их надо delete. Ещё 33% — нормальные, но их надо полностью переучить. И ещё треть — прекрасные профи. Англичане так и сделали. И азиатские денежки опять к ним потекли. И учителя стали з а р а б а т ы в а т ь, а не иждивенничать.
Парадокс позднего постсоветского человека заключается в том, что этот человек идет в больницу (школу, университет), платит деньги бесплатной медицине (образованию) и твердо уверен, что они должны быть бесплатными.
Поэтому зарю будущего Украины зажгут политические силы, которые не будут обещать поддерживать уклад уже умершей УССР.
Зарю будущего Украины зажгут политические силы, которые принесут с собой освобождение от обязательств прошлого века, которые возвратят в общественное сознание понимание баланса, понимание необходимости, понимание долга, понимание отвественности и понимание справедливости.
Когда в Украину вернутся эти понятия, когда люди потеряют все иллюзии о бесплатной медицине, образовании, льготах и т.д., когда заявления деятелей, вроде Ляшко и прочих популистов, будут воспринимать с хохотом и свистом, как сказачников, коими они и являются, вот только тогда в этой стране начнется развитие.
И предварять его будет грохот рухнувших несущих конструкций УССР.
А что же делать учителям сегодня?
На их месте было бы правильно потребовать от правительства полноценных реформ, которые дадут государству больше ресурсов, а людям позволят платить за образование. Для этого учителям нужно будет создать свой профсоюз, способный вывести сотни тысяч человек на улицы с согласованной программой действий. Ключевым является наличие полноценной альтернативы, адекватной нашим реалиям. Если учителя будут просто требовать оставить свои надбавки, то они гарантированно проиграют. Потому что в столкновении социальных групп побеждают более организованные, а, поскольку, олигархи более организованны и они контролируют все ключевые институты власти, то они перекладывают издержки от своего неэффективного государственного менеджмента на менее организованные социальные группы. Например, учителей, которые к тому же зависимы от системы и трусливы в своей массе. Ведь сегодня в школе работают люди, опять-таки в массе ничего не желающие менять, которые как-то приспособились к реалиям, но постоянно ворчат на них. Они выполняют функцию надсмотрщиков за детьми, которых дети доверяют им, пока где то вкалывают на работе — это и есть функция современной украинской школы.
Однако, реалии изменились и старая система образования в новых реалиях неэффективна. Это хорошо видно по показателям образования в Украине. Или по количеству украинских студентов в Польше, которая, имея свою демографическую яму, с каждым годом все увереннее высасывает из Украины студентов. Действительно, зачем учиться за взятки в Украине, если можно легально заплатить меньшую сумму в Польше и получить диплом европейского образца.
Поэтому школе и высшему образованию нужны перемены, но учителя хотели бы, чтобы они прошли не за их счет. Также как врачи. Также как пенсионеры. Также как милиционеры. Также как олигархи. Также как все в этой стране.
Отсюда, мне все равно, что они будут делать, потому что я уверен, что они ничего делать не будут. Поэтому лучше всего подождать, когда естественный ход событий расчистит площадку для настоящих изменений, а сопротивление переменам будет сведено к минимуму. Это наиболее адекватная стратегия в условиях, когда и т. н. элита и народ пребывают в иллюзиях, что страна будет изменяться за счет кого угодно, но не за их счет.
P.S.: Владимир Спиваковский кратко изложил видение реформы образования:
Такая же проблема была в Англии (!), 15 лет назад, с ухудшающимся качеством образования и потерей приезжавших азиатских миллиардов денег… Они пригласили профессора Деаринга для того чтобы разобраться, и дать решение. Он за 1 месяц изучил проблему и написал: Всех учителей надо поделить на 3 равные части. 33% — вообще профнепригодны, их надо delete. Ещё 33% — нормальные, но их надо полностью переучить. И ещё треть — прекрасные профи. Англичане так и сделали. И азиатские денежки опять к ним потекли. И учителя стали з а р а б а т ы в а т ь, а не иждивенничать. В частности, Кабмин лишит учителей ряда надбавок с целью экономии средств.
Естественно, эти действия вызвали бурю возмущения в системе образования. Сегодня мне звонит товарищ и говорит, мол, надо поддержать освитян у которых хотят забрать какие-то там льготы. Дальше передаю наш буквальный диалог:
Я: Зачем? Зачем поддерживать неэффективность , которая уже не имеет ресурсов на свое поддержание.
Он: Таким образом, можно завоевать внимание это социальной группы и ее поддержку.
Я: А зачем завоевывать внимание социальной группы, которая неэффективна и, тем более, продолжать поддерживать ее неэффективность дальше в условиях развала политической и экономической системы, которые эту неэффективность всячески генерировали.
Он: Но тогда их возьмут какие-то популисты
Я: Отлично! И что они сделают? Они пообещают оставить старую неэффективность, которая не имея ресурсов обеспечения не может быть сохранена, а, значит, завтра они (популисты) станут жертвой своей неэффективности ради неэффективности той социальной группы, которая воспроизводит неэффективность.
Он: Ну тогда их заменят новые популисты
Я: Допустим, но они столкнутся с еще большим недостатком ресурсов и, как следствие, рухнут еще быстрее. И вот тогда, тогда наступит время тех, кто принесет с собой эффективность.
Из этого диалога вытекает несколько следствий.
Парадокс позднего постсоветского человека заключается в том, что этот человек идет в больницу (школу, университет), платит деньги бесплатной медицине (образованию) и твердо уверен, что они должны быть бесплатными.
Поэтому зарю будущего Украины зажгут политические силы, которые не будут обещать поддерживать уклад уже умершей УССР.
Зарю будущего Украины зажгут политические силы, которые принесут с собой освобождение от обязательств прошлого века, которые возвратят в общественное сознание понимание баланса, понимание необходимости, понимание долга, понимание отвественности и понимание справедливости.
Когда в Украину вернутся эти понятия, когда люди потеряют все иллюзии о бесплатной медицине, образовании, льготах и т.д., когда заявления деятелей, вроде Ляшко и прочих популистов, будут воспринимать с хохотом и свистом, как сказачников, коими они и являются, вот только тогда в этой стране начнется развитие.
И предварять его будет грохот рухнувших несущих конструкций УССР.
А что же делать учителям сегодня?
На их месте было бы правильно потребовать от правительства полноценных реформ, которые дадут государству больше ресурсов, а людям позволят платить за образование. Для этого учителям нужно будет создать свой профсоюз, способный вывести сотни тысяч человек на улицы с согласованной программой действий. Ключевым является наличие полноценной альтернативы, адекватной нашим реалиям. Если учителя будут просто требовать оставить свои надбавки, то они гарантированно проиграют. Потому что в столкновении социальных групп побеждают более организованные, а, поскольку, олигархи более организованны и они контролируют все ключевые институты власти, то они перекладывают издержки от своего неэффективного государственного менеджмента на менее организованные социальные группы. Например, учителей, которые к тому же зависимы от системы и трусливы в своей массе. Ведь сегодня в школе работают люди, опять-таки в массе ничего не желающие менять, которые как-то приспособились к реалиям, но постоянно ворчат на них. Они выполняют функцию надсмотрщиков за детьми, которых дети доверяют им, пока где то вкалывают на работе — это и есть функция современной украинской школы.
Однако, реалии изменились и старая система образования в новых реалиях неэффективна. Это хорошо видно по показателям образования в Украине. Или по количеству украинских студентов в Польше, которая, имея свою демографическую яму, с каждым годом все увереннее высасывает из Украины студентов. Действительно, зачем учиться за взятки в Украине, если можно легально заплатить меньшую сумму в Польше и получить диплом европейского образца.
Поэтому школе и высшему образованию нужны перемены, но учителя хотели бы, чтобы они прошли не за их счет. Также как врачи. Также как пенсионеры. Также как милиционеры. Также как олигархи. Также как все в этой стране.
Отсюда, мне все равно, что они будут делать, потому что я уверен, что они ничего делать не будут. Поэтому лучше всего подождать, когда естественный ход событий расчистит площадку для настоящих изменений, а сопротивление переменам будет сведено к минимуму. Это наиболее адекватная стратегия в условиях, когда и т. н. элита и народ пребывают в иллюзиях, что страна будет изменяться за счет кого угодно, но не за их счет.
P.S.: Владимир Спиваковский кратко изложил видение реформы образования:
Такая же проблема была в Англии (!), 15 лет назад, с ухудшающимся качеством образования и потерей приезжавших азиатских миллиардов денег… Они пригласили профессора Деаринга для того чтобы разобраться, и дать решение. Он за 1 месяц изучил проблему и написал: Всех учителей надо поделить на 3 равные части. 33% — вообще профнепригодны, их надо delete. Ещё 33% — нормальные, но их надо полностью переучить. И ещё треть — прекрасные профи. Англичане так и сделали. И азиатские денежки опять к ним потекли. И учителя стали з а р а б а т ы в а т ь, а не иждивенничать.