«Особый статус» Донбасса как наихудшее из зол
«Если тебя начали хвалить враги, значит, ты что-то делаешь не так»
«Если тебя начали хвалить враги, значит, ты что-то делаешь не так». Эта банальная истина в тех или иных формулировках известна всем народам мира. Хвала со стороны врагов – это очевидный сигнал тревоги для любого человека, такой хвалы «удостоившегося». Разумеется, президент Украины Порошенко не является исключением из этого правила.
Если послушать кремлевских пропагандистов, то он сразу же после подписания Минских соглашений в мгновение ока из «фашиста» и «военного преступника» превратился в «прагматичного» и даже «мужественного» политического деятеля. Нет сомнения, что после указа об особом статусе контролируемых ополченцами территорий эти славословия в его адрес усилятся многократно. Еще бы, ведь этот указ в качестве «конкретизации» минских соглашений предусматривает (и, тем самым, легитимизирует) создание полностью подконтрольных ополченцам отрядов «народной милиции» и органов судопроизводства.
Понятны мотивы, которыми руководствуется украинский президент в ситуации, в которой у него нет хороших решений. Непонятно другое - почему из всех остающихся в его распоряжении «плохих» решений, он выбрал наихудшее.
В социальных сетях появились сообщения, что Порошенко «пошел» на этот Указ под давлением Кремля, который грозился в противном случае захватить Мариуполь. Если эта информация хоть в какой-то степени соответствует действительности, то можно констатировать появление аргумента «нового типа» в практике (и теории?) современных международных отношений. С помощью аргумента «А не то захватим Мариуполь» можно очень далеко зайти. Вот только сохранить на столь унизительных условиях даже видимость территориальной целостности Украины все равно не удастся.
Хуже того (и много хуже) – реализация этого указа необратимым образом разрушит ту единственную силу, которая в ситуации острейшего экономического кризиса и управленческого хаоса только одна и способна сохранить независимость Украины и ее перспективы на будущее. Эту силу можно назвать (да простится мне этот официозный штамп) зародившимся на Майдане и окрепшим в течение последнего года морально-политическим единством реального гражданского общества. Да, это гражданское общество есть единственное благоприобретение и главное достояние украинского общества за этот страшный год. Оно, как говорится, дорогого стоит. И ради того, чтобы сохранить его, стоит отказаться даже от ДНР и ЛНР.
Сейчас о таком отказе говорит все большее число людей, включая вполне авторитетных аналитиков и экспертов. Они справедливо указывают, что «отпущение» сепаратистов на вольные хлеба не просто станет их «пирровой победой», но и будет осуществлением самого страшного из снов Кремля, которому придется в этом случае взять этот «проблемный», мягко говоря, регион на полное довольствие.
Я тоже считаю, что в сложившейся ситуации решение о полном отделении «мятежных» регионов будет куда меньшим злом, чем наделение их «особым статусом». Но почему непременно «или – или»? В узком «окне возможностей», открытом перед Порошенко, существует еще один – куда менее болезненный – вариант. И он-то является не просто наименьшим из зол, но, кажется, и не «злом» вовсе.
Чтобы избежать упрека в том, что мол, «все мы задним умом крепки», хочу особо подчеркнуть, что этот вариант был описан мной почти 4 месяца назад, еще 3 июня, т.е., вскоре после т.н. «референдума» о статусе самопровозглашенных республик и избрания Порошенко президентом.
В частности, я писал: «…невольно напрашивается аналогия из области онкологии. Сначала Россия внедрила (трансплантировала) на юго-восток… болезнетворные клетки, которые стали очагами развития опухоли. Эта опухоль быстро распространилась на весь орган и теперь угрожает пустить метастазы в другие части организма.
Мне кажется, что наиболее разумным (если не единственным) решением было бы немедленное удаление пораженного органа хирургическим путем, чтобы попытаться спасти от метастаз другие части и без того ослабленного организма.
В переводе на язык военно-политических реалий это означает следующее: Приостановка украинскими властями по собственной инициативе боевых операций с последующим выводом всех воинских сил из т.н. ДНР и ЛНР и размещением их на границах этих областей, чтобы исключить (или хотя бы затруднить) проникновение «освободителей» в другие зоны. Но в обмен на это необходимо требовать выполнения одного ОБЯЗАТЕЛЬНОГО условия...
…Этим условием должно было бы стать проведение реального референдума для граждан «мятежных» областей. Разумеется, этот референдум не должен стать повторением фарса, сыгранного 11 мая. Поэтому его организация, проведение и подведение итогов должны быть поручены одной или нескольким независимым и авторитетным международным организациям (разумеется, при полной прозрачности действий организаторов для всех «заинтересованных» сторон). Еще до начала проведения референдума обе стороны конфликта должны заявить о безусловной готовности признать итоги свободного народного волеизъявления вне зависимости от того, устроят ли их эти результаты или нет.
В ходе референдума каждый гражданин должен выбрать наиболее желательный для него вариант гражданства:
а) украинского, б) российского, в) гражданства независимой Новороссии.
Это означает, что, если большинство населения выскажется за вариант б) или за вариант в), Украина немедленно отводит свои силы с этих территорий и предоставляет России и Новороссии промеж собой «порешать» все имеющиеся вопросы. Если большинство выберет вариант а), а я совсем не исключаю такой возможности, то сепаратисты должны немедленно сложить оружие, сохранив право при желании покинуть территорию Украины.
Что говорить, это очень тяжелое и болезненное решение... Но только оно (или какие-то его вариации) все же оставляют надежду, что «больной человек Европы», т.е. Украина, получит шанс на выздоровление
Повторяю, все это было написано еще 3 июня, но сейчас – в конце сентября - этот вариант остается, по-моему, вполне реалистичным. Разве что стал еще актуальнее.