К возвращению Владимира Путина. Расслабление
Во второй декаде апреля 2011 г. популярные намеки Дмитрия Медведева и Владимира Путина о перспективах их политических карьер заставили немалое число наблюдателей возобновить ожесточенную дискуссию на тему: кто станет президентом РФ в 2012 году?
Во второй декаде апреля 2011 г. популярные намеки Дмитрия Медведева и Владимира Путина о перспективах их политических карьер заставили немалое число наблюдателей возобновить ожесточенную дискуссию на тему: кто станет президентом РФ в 2012 году? Параллельно случилась вспышка полемики о подлинных взаимоотношениях в «тандеме» и о том, кого поддержит «Единая Россия» (представители которой, заместители секретаря президиума генерального совета партии Юрий Шувалов и Андрей Исаев, вроде как высказались в поддержку кандидатуры Путина).
В связи с весенним обострением обсуждения-2012 я хочу подвести итоги первоапрельского розыгрыша, который мы со Slon.ru устроили вот здесь. На мой взгляд, розыгрыш удался. Весьма немалое число людей поверили, что Путин вот-вот вернется на президентский пост, а Медведев исчезнет. И что премьер 12 апреля отправится на Байконур, отмечать 50-летие полета Юрия Гагарина, уже в качестве и.о. президента.
Да что говорить, если журналисты вполне солидных СМИ звонили мне вскоре после первоапрельской публикации и задавали вопросы: насколько можно доверять моим источникам и придется ли им потому ночевать на работе!
-- Вечное возвращение ВВП
Почему многие так легко поверили, что Путин возвращается?
Потому что многие этого искренне хотят. Даже если себе в этом не признаются и публично заявляют ровно обратное.
Я сейчас не имею в виду личных друзей и деловых партнеров премьера. Они-то как раз вполне сумели приноровиться к Медведеву. Они найдут modus operandi с любым следующим президентом. К тому же эти друзья-партнеры, прекрасно зная, как на самом деле (а не в гулком воображении пикейных жилетов) устроена политико-экономическая система современной РФ, понимают главное: в условиях монетократии источником настоящей власти являются деньги, а механизмом осуществления власти – коррупция. Из чего следует важнейший вывод: не так важно, кто в Российской Федерации президент.
Путин в роли и образе подлинного (тайного) правителя России нужен, прежде всего, своим официальным, патентованным врагам, оппонентам и критикам.
Например, он необходим либеральным оппозиционерам. Потому что их оппозиционность проявляется, по большому счету, только на фоне Путина. Если ВВП исчезнет из политической системы, либералам очень сложно будет объяснить, чем они отличаются от Кудрина, Набиуллиной или Дворковича, которые уже давно у власти. И формируют социально-экономическую политику, которую принято считать «путинской».
Путин страшно нужен системным оппозиционерам вообще. Ибо он – главное и единственное оправдание их нежелания бороться за власть. Нет, они бы поборолись, но понятно, что при Путине это невозможно. Не дай бог, ВВП уйдет с концами – что они тогда скажут? Впрочем, понятно, что: никуда он, на самом деле, не ушел, все равно всем правит и рулит из подполья, так что надо подождать его физической смерти, потом еще 9 дней, 40 дней, и вот тогда, наконец…
Путин очень полезен многим медиафигурам и медиаменеджерам, которые свою избыточную склонность к неучтенным деньгам и сопряженную с этим самоцензуру всегда готовы объяснить тоталитарным гнетом кровавого Путина.
Путин очень важен для прогрессивных бизнесменов, грезящих о транспарентных правилах игры и субтропическом инвестиционном климате. Наличием Путина они оправдывают свое нежелание, например, поддерживать гражданское общество и оппозиционную политику. «Национальный лидер» же всех расстреляет, если узнает! А у нас же семья, дом в Жуковке, дом в Порто-Черво и еще миллиард долларов в разных активах! На самом деле, бизнес не помогает гражданскому обществу, потому что ему денег жалко, а никакого практического смысла в поддержке мер по улучшению среды русского обитания он не видит. Но свою реальную мотивацию этот бизнес раскрыть не может – иначе спадет пелена благородства, и под ней останется типичный мелкий жулик из начала 1990-х, припудренный опытом постсоветской красивой жизни. Вот тут-то и всплывает Путин, который для них для всех – универсальная индульгенция. Оправдание любой алчности, скупости, мелочности, подлости и гадости.
Помните, как Чичваркин из «Евросети» в свое время прозрачно намекал, что это его Путин заставлял идти в «Правое дело»? Под страхом сотовых казней и отбора всего наличного бизнеса. Ну конечно. Так мы и поверили, что Чичваркин пошел в «Правое дело» не по собственной инициативе и не для того, чтобы примазаться к начальству и получить какой-нибудь ощутимый кусок федерального милосердия. Бизнес у него потом, правда, все равно отобрали. Точнее – выкупили по заниженной цене. Сделали это очень цивилизованные бизнесмены, которые на любом международном форуме – от Лондона до Гонолулу – расскажут вам, как ужасна «кровавая гебня» имени Путина. И как они, двигатели двигателей, соль соли земли, ей (гебне) этически и эстетически противостоят.
В общем, кто виноват? Путин. Идеальная отмазка на все случаи жизни.
Что же будет, если он действительно уйдет? На кого придется списывать грехи? На Медведева? Нет. Ни фактурой, ни статурой не вышел. И что делать? Вот в чем вопрос.
-- Сценарий-2012
А теперь попробуем разобраться с пресловутым сценарием власти в 2012-м году.
Кто станет президентом – Медведев или Путин – для большинства народа РФ неважно. По причинам, которые мы давно с вами обсудили здесь и здесь.
Больше того: кто вообще станет президентом, неважно (см. выше). Если не менять кардинально логику построения режима, то есть монетократию.
Потому спор о следующем президенте для Кремля – прежде всего, хороший способ отвлечь внимание от реальных проблем страны. Способ работает, отвлечь удается.
Для наблюдателей этот спор – возможность заполнить лакуны политического творчества в стране и времени, где нет классической публичной политики. Тоже хорошо.
Я думаю (хотя это и не важно), что президентом-2012 будет Медведев. Теоретически возвращение Путина возможно, но только в случае большой непредсказуемой катастрофы.
Но легенду о том, что Путин, возможно, вернется, они будут поддерживать почти до самого конца, то есть до глубокой осени, а то и зимы.
По двум причинам.
Если разноуровневая бюрократия поймет, что Путину больше не суждено быть президентом, она перейдет в состояние ожидания нового начальства и в результате окончательно распоясается. То есть перестанет решать какие бы то ни было задачи, кроме своих частных.
В случае преждевременной депутинизации может серьезно пострадать «Единая Россия». Для этой политической структуры бренд «Путин» остается важнейшим политическим активом и ресурсом получения хоть каких-то нефальсифицированных голосов. Если и когда станет ясно, что ВВП уходит в туман, избиратель «ЕдРа» утратит крупный стимул голосовать за «партию власти», а все тот же чиновник на местах начнет откровенно саботировать работу на нужды партии. Административный механизм обеспечения успехов «Единой России» может разладиться в одночасье. Что в условиях объективного падения популярности «партии жуликов и воров» (© А. Навальный) может иметь для нее катастрофические последствия.
Нет, конечно, Кремль «единороссов» ни в грош не ставит и совсем не жалеет. Но, с другой стороны, «ЕдРо» остается для Кремля удобным инструментом управления парламентом. Зачем ломать старый инструмент, если нового все равно нет?
Вот почему и Медведев, и Путин, и властная корпорация в целом будут еще некоторое время наводить тень на плетень, пытаясь держать всех нас в искусственном напряжении.
Но нам-то – теперь, когда мы все уже знаем – зачем напрягаться? Мы лучше расслабимся. Пока история еще хоть немного, да позволяет.