Чисто ДАМская кампания
Вскоре после своей скоропостижной политической смерти (24 сентября 2011 года) все-ещё-президент Дмитрий Медведев резко активизировал свою PR-кампанию.
Вскоре после своей скоропостижной политической смерти (24 сентября 2011 года) все-ещё-президент Дмитрий Медведев резко активизировал свою PR-кампанию. Насколько можно судить по многочисленным публичным выступлениям уходящего главы государства, у кампании этой – три цели.
1. Отбыть номер.
Раз Медведева поставили лидером списка «Единой России» – воленс-ноленс, надо вести предвыборную агитацию. Чтобы 5 декабря иметь возможность сказать: вот мы тут агитировали-агитировали, и доагитировались. Народ нам, типа, в очередной раз поверил.
2. Преодолеть ДАМскую депрессию.
Некоторые источники говорят, что Медведев в очередной раз пал жертвой собственной интернет-зависимости. А точнее – нежелания следовать «принципу Березовского»: «никогда не читай про себя ничего – ни хорошего, ни плохого – и будешь спать спокойно». (Умение руководствоваться этим принципом, на мой взгляд, очень помогло Владимиру Путину сохранить более-менее стабильную психику на протяжении минувших 12 лет). После «рокировки» президент прочитал про себя в разных СМИ и блогах слишком много разных новых слов – местами гневных, чаще презрительных. И только тут понял, что «рокировка» нанесла страшный удар по его взаимоотношениям с подразумеваемой «группой поддержки» – теми, кто наивно полагал, что ДАМ чем-то отличается от ВВП и действительно хочет модернизировать Россию. Тут-то и случился остро-глубокий приступ ДАМского уныния. Чтобы спасти лидера списка ЕР от полного психологического развала, администрация все-еще-президента придумала ему серию встреч с подсадными «соратниками»: от тусовки в центре Digital October 15 октября до обернувшегося скандалом похода на журфак МГУ 21 октября. Медведев должен был увидеть и услышать, что у него еще осталась опора среди активной части российского общества, включая пытливую молодежь. Отвернулись от него только маргиналы и радикалы, а мейнстримные чудовища, которым все равно, чьё вымя сосать, – остались со своим кумиром. Как сказал на встрече 15 октября ректор «Высшей школы экономики» Ярослав Кузьминов, «мы не просто за Вас, мы – вместе с Вами».
3. Послать сигнал бизнесу.
ДАМу нынче очень важно объяснить всевозможным элитам, что он таки:
а) действительно станет премьер-министром в мае 2012 года (а то многие уже сомневаются);
б) на самом деле получит возможность лично сформировать хотя бы часть собственного правительства;
в) останется премьером, как минимум, до 2018-го;
г ) еще вернется в президентское кресло – если не в 2018-м, то в 2024-м (как говорилось в культовом советском фильме, «долго жить собрались»).
-- «Не спеши ты нас хоронить, а у нас еще здесь дела».
Собственно, прямо с «рокировочного» вечера даже без участия самого Медведева из Кремля полился агрессивный поток «утечек» и «разъяснений» (их транслировали многие подкремлевские мыслители / журналисты), что в качестве премьера ДАМ будет даже главнее, чем он был в роли президента, и сможет, наконец, осуществить вожделенные реформы. Так что не надо печалиться, вся жизнь впереди (только хвост позади, как сказал классик по аналогичному поводу).
С точки зрения нормальной политической логики, такая мысль выглядит странноватенько. Если у человека были гигантские полномочия президента РФ, и он ими совершенно не воспользовался, то почему мы должны считать, что на посту с полномочиями неизмеримо меньшими он все-таки проявит себя?
Но, как ни странно, в логике монетократии (власти денег), которая есть основа власти в современной России, в этом есть определенный смысл. Самый главный в такой системе – тот, кто разруливает теневые финансовые потоки и выступает модератором для крупного бизнеса. На президентском посту Медведев пытался хотя бы отчасти взять на себя эту роль, хотя конкурировать с Владимиром Путиным именно на поляне бизнес-модератора, конечно, не мог. Если в качестве премьера ему удастся сформировать свой бизнес-пул и передать в его распоряжение действительно серьезные экономические ресурсы – значит, ДАМ-премьер окажется влиятельнее ДАМа-президента.
Очертания ДАМского бизнес-пула уже просматриваются. Это, во-первых, Сулейман Керимов и семейство Юсуфовых, которым «действующий президент» ((с) В. В. Путин) пытался помочь в самых разных вопросах: от создания компании «Основа телеком», которая должна была получить от Минобороны частоты для систем связи 4G, до попыток приобретения контроля над аэропортом «Домодедово». И нынешнее руководство ВТБ – есть основания считать, что ДАМ имел некоторое отношение к захвату «Банка Москвы» и сопряженным с ними манипуляциям государственными деньгами (неслучайно и здесь господа Юсуфовы засветились как посредники-разводчики). И Михаил Абызов, только что назначенный координатором Общественного комитета поддержки Медведева (говорят, метит в будущем ДАМском правительстве на пост министра энергетики). И нынешний советник президента по социальным вопросам, основатель инвестбанка «Атон» Евгений Юрьев (живой кандидат в министры социального развития). Это и старые друзья «действующего» из лесопромышленной группы «Илим Палп». И некоторые другие, о которых мы скоро еще узнаем.
В общем, нельзя почувствовать вкус власти, не сев на большое бабло, – таков канон монетократии. Медведев готовится сесть.
Правда, никакого отношения к пресловутой модернизации это не имеет.
-- Страх и отчаяние прогрессистов
Впрочем, прогрессивная общественность – за исключением группы вышеупомянутых прикармливаемых вымясосателей – воспринимает новейший президентский PR с большим скепсисом. Само появление в русском Twitter сообщества #жалкий, где собираются записи об очередных стыдах и позорах ДАМа, говорит о многом.
Но винить прогрессивная общественность должна, прежде всего, себя. Рискну утверждать, что после 24 сентября Медведев не изменился. Изменилось только его восприятие – исчезла искажающая оптика надежд и иллюзий, которой пользовались те, кто культивировал образ третьего президента РФ как реформатора и модернизатора.
Да, многие фразы из сегодняшней кампании лидера списка ЕР мощно говорят о подлинном уровне ДАМа-политика. Вот, например, совершенно характерный перл (из выступления на исполкоме «партии жуликов и воров» 21.10.2011):
«Мне хотелось бы, чтобы в этот ответственный период все мы больше общались с обычными людьми, не боялись критики, не закрывались от нее. Но при этом нужно отвечать бездельникам и политиканам, которые еще сами ничего не сделали, но пытаются умничать по любому вопросу».
Это – типичный комсомольский горком первой половины 1980-х.
Но разве раньше ДАМ был более ярок или хотя бы внятен? Разве «свобода лучше, чем несвобода» – это не бессодержательная пошлость? Разве многочисленные заявления типа того, что теракт в «Домодедове» устроили те, кто хотел сорвать президентскую поездку на Давосский форум, – не кричащий абсурд?
Перечитайте, если будет время / желание, прежнего Медведева – вы не найдете хотя бы десяти отличий от нынешнего.
-- Почему это хорошо
А мы ведь предупреждали. И о том, что Медведев – это Путин сегодня, и что модернизации не будет, и что ДАМ призван стать скулосводящей пародией на Александра II.
Мало кто слушали и слышал.
Очень хорошо, что всё всем стало ясно уже сегодня. Что для этого не пришлось ждать еще шесть с половиной лет. Ведь самый драгоценный ресурс – это время.
Потому «рокировка» – благо. Режим, с точки зрения своих интересов, совершил ошибку. Останься Медведев президентом – и прогрессивная общественность еще долго тешила бы себя ложными надеждами. А так – процесс избавления от иллюзий прошел быстро и далеко не так болезненно, как могло бы случиться потом, годы спустя.
Нас тут пугают новым застоем. Но бояться этого не надо.
Застой – это когда режим силен. Когда его, даже если не любят, уважают. Застой – это 1973 год, когда ненавистник режима Солженицын пишет «Письмо вождям Советского Союза», где без тени иронии констатирует: советская власть находится на «вершине ошеломляющих успехов».
А когда над властью смеются, когда она стала объектом иронии и сарказма, когда цивилизованные лоялисты не могут больше найти аргументов для оправдания лояльности, когда, наконец, уже сам Андрей Макаревич отказывается играть на будущей путинской инаугурации, – это конец застоя, а не начало.
На фиг застой! Нас ждет движуха.
опубликовано: 24.10.2011, 09:20