Каски Майдана
Группа украинских активистов возит артефакты по миру, собирая деньги для военных и для беженцев
Группа украинских активистов возит артефакты по миру, собирая деньги для военных и для беженцев
«Год назад Юра, строитель из Тернопольской области, начал на Майдане разукрашивать каски маркером. К нему подключились девушки-художницы…» — вспоминает Максим Потапчук, участник творческого сообщества «Артiль Майдан», гуляя между тумбами, на которых стоят расписанные каски — «артефакты второй украинской революции».
Мы находимся в Украинском культурном центре в Париже. Летом майдановские каски выставлялись в Киеве, потом на Карловом мосту в Праге… «На мосту нас встретили благожелательно, — вспоминает Потапчук. — Но были и противники. «Вы правосеки? — спрашивали они. — Укропы? Говорите, что вы такой хороший народ, а вот выставку привезли, проводите подрывную деятельность».
Теперь художники ищут меценатов, которые могли бы оплатить организацию выставок в других европейских столицах. «Мы помогаем детям беженцев с востока Украины, собираем помощь для украинской армии», — говорит Потапчук, который до этого мирно занимался популяризацией украинской культуры и истории на «родной Донеччине».
Но настали революционные времена, Потапчук сделался активным участником донецкого Майдана, потом киевского Майдана. На донецком Майдане (площадь Ленина) его ранили. 13 марта 2014-го. Говорит, что боевики были не местные. Вскоре друзья переправили его в Киев, потому что уже и в больницах начались облавы.
«Наша художница Анна Гузь, активист донецкого Майдана, тоже уехала в Киев, чтобы спастись. Потом вернулась на один день в Донецк — поздравить с днем рождения дочку, которая осталась у бабушки. Соседи увидели и позвонили боевикам… Около двух недель Анна пробыла в здании Макеевской СБУ. Ей делали имитацию отрезания пальцев. А перед тем как освободить, имитировали отрезание головы. У нее теперь большой шрам на шее. Понадобится пластическая операция».
Сейчас Анна, которая начала расписывать каски еще на донецком Майдане, вернулась к этому делу. И бесплатно, как и еще десятки художников, выполняет свой «творческий долг».
«Мы теперь мечтаем создать Музей истории Майдана, — говорит Максим Потапчук. — Собрано много предметов. Тогда ведь и щиты разрисовывали, и бронежилеты, которые хлопцы делали из листов железа».
Во время революции, утверждает Потапчук, расписанные щиты и каски служили «оберегом». Теперь они помогают собирать средства для украинской армии и беженцев с востока. Тоже своего рода оберег.
Страшно вымолвить — от кого.