Ядерная сделка с Ираном: какова роль Москвы
Когда переговоры с Ираном начинались, Россия была членом Большой восьмёрки, а когда подписывается сделка, РФ – международный изгой
Парламент Ирана сегодня проголосовал за поддержку ядерного соглашения, достигнутого шестеркой переговорщиков в июле 2015 года. Это стало результатом длительного тренда, который наметился несколько лет назад и в конечном итоге привёл к достижению данного договора.
Что касается России, то ей приходится принимать это соглашение, как данность, поскольку переговоры по нему начались задолго до нынешнего падения цен на нефть. Когда переговоры стартовали, Россия была членом Большой восьмёрки, и для неё участие в них было вопросом статуса на международной арене.
Однако подписывалась ядерная сделка уже в условиях, когда РФ стала международным изгоем, и россияне не могли просто так выйти и хлопнуть дверью. Именно поэтому важно рассматривать позицию Москвы по данному вопросу в длительной часовой перспективе.
В геополитических раскладах соглашение с Ираном пока ничего не изменит. Больше всего в подписании данного договора, кажется, был заинтересован непосредственно сам Иран. Конечно же, сделка компромиссная, и она не удовлетворяет ни одну из сторон полностью. Однако на сегодняшний день складывается впечатление, что это всё-таки позволит избежать создания ядерной бомбы в Иране. Во избежание подобного развития событий у мирового сообщества появится механизм тщательного контроля над иранскими ядерными мощностями.
Таким образом, снимается ключевое препятствие, которое стояло на пути возобновления отношений между Ираном с одной стороны, а также Евросоюзом и Америкой – с другой. Недовольным, конечно же, остался Израиль, который настаивает на том, что Ирану доверять нельзя, и он всё равно не выполнит свою часть договорённостей. В этой связи важно учитывать, что это также является частью переговорного процесса между Израилем и Соединёнными Штатами. Наверняка, подобным образом израильтяне добиваются, чтобы США уделяли им больше внимания.
Конечно, внутри Ирана есть и совсем иная риторика, отличающаяся от фактических действий руководства страны. Радикалы говорят о том, что Иран не должен идти ни на какое сближение с Западом. Тем не менее, есть ещё и объективная реальность, вынуждающая страну действовать именно таким образом. Санкции, которые были наложены на Иран, спровоцировали очень серьёзный экономический упадок. Именно это вынудило их пойти на переговоры с западными лидерами.
В целом торговля всегда содействует миру и взаимопониманию. Если страна имеет больше экономических связей и торговых отношений с остальным миром, то это способствует миру, а не войне. Иран в данном случае - не исключение. Войне способствует, если страна решает, что она может делать что угодно, вплоть до создания ядерной бомбы. Подобная страна боится всего, стремится вооружаться и на фоне своих страхов склонна втягиваться в военные конфликты и т. д.
Источник: Новое время