Исход из Крыма. Джаз выбрал свободу
«Быть или не быть? Где быть?» – этот вопрос после российской аннексии Крыма возник у организаторов двух арт-фестивалей, которые организовывали мои друзья на украинском полуострове.
«Быть или не быть? Где быть?» – этот вопрос после российской аннексии Крыма возник у организаторов двух арт-фестивалей, которые организовывали мои друзья на украинском полуострове. Что делать арт-проектам, которые здесь возникли, своими духом и аурой срослись с ароматным, специфичным местом своего рождения? Минувший сентябрь дал пищу для размышлений на эту тему.
Фестиваль «Джаз Коктебель», больше известный как «Коктебель Джаз Фест», – музыкальный праздник, самим именем связанный с Крымом, – состоялся в традиционное время в нетрадиционном месте, под Одессой, на берегу Черного моря, на косе между морем и Днестровским лиманом. Переезду в поселок Затока предшествовала долгая и драматическая история «развода» со старым местом. В этой истории, помимо многосложных поисков новой «квартиры» по всей Украине, включения и затем исключения Аккерманской крепости из числа мест проведения фестиваля, были и отказ от гранта Минкульта России для (или за?) проведение фестиваля в Крыму, и попытки крымского новообразования-клона стибрить торговую марку, бренд, историю и даже фирменный стиль украинского фестиваля «Джаз Коктебель»…
Каков же был итог чрезвычайных, под стать обстоятельствам, усилий украинской (обычно, кстати, русскоговорящей) команды «Коктебель Джаз Феста»? По моему мнению простого «потребителя», итог отличный. Как и на всех удавшихся фестивалях, присутствующие в Затоке были не пассивными потребителями, а активными участниками, соавторами праздника. «Народу» было много (на открытии, например, – раза в два больше, чем на предыдущем фесте), и народ этот был красивый: с одухотворенными лицами, красиво одетый… Причем последнее не значит «богато», «гламурно», а просто – с хорошим вкусом, гармонично, остроумно, с любовью и уважением к себе и окружающим… И, кстати, народ был и «красиво раздетый» тоже – днем на широченном песчаном пляже, который превратился одновременно в главную сцену фестиваля; так что всю дневную программу можно было совмещать с купанием в море и солнечными ваннами…
За четыре дня я не видел ни одной ситуации агрессии; более того, не видел даже ситуации, в которой был бы хотя б намек на такое развитие событий… Конечно, встречались пьяненькие, но они вели себя скромненько и мило-забавно или просто тихо дремали на ковриках у моря. Понятно, публика была замечательная. Но одновременно это и достижение организаторов и местных властей, их эффективного сотрудничества, в том числе и в обеспечении безопасности. Отдельное спасибо вежливым правоохранителям (ни тени иронии в этих словах) Белгород-Днестровского района, которые убедительно – и, кстати, просто человечески-заинтересованно к музыке – присутствовали на празднике.
Преодолев вызов пересадки на новую почву – а то и благодаря ему! – «Коктебель Джаз Фест» окреп и вырос. Во-первых, часть того, что было в Коктебеле на разных «физических» сценах, здесь стало разными культурно-музыкальными событиями на одной площадке главной сцены.
Вечером – уже известные группы и исполнителя из США, Великобритании, Испании, Сербии, Молдавии, Украины, а днем – новые имена и неожиданные проекты известных музыкантов. Во-вторых, то, что было ночной площадкой с танцульками, в этом году развилось в полноценную ночную музыкальную программу на отдельной сцене – тоже на пляже, за три сотни метров от главной – со своими хедлайнерами, например колоритнейшим «афро-германцем» Карлом Фриерсоном, «отжигавшем» – и зажигавшем публику – в вышиванке.
Днем на этой площадке проходил мини-фест современного искусства Artishock с мастер-классами, лекциями об искусстве и джазе, перформансами, выставками… В-третьих (или уже в-четвертых?), традиционная Волошинская сцена отпочковалась в отдельный проект – Voloshin Jazz Weekend, который с успехом прошел в Киеве через неделю после фестиваля в Затоке. Неудивительно, что на фестивале царил замечательный дух, позитивный настрой победителей. Причем не только и даже не столько в частном смысле этого музыкального проекта, но и в более важном смысле – драйва народа, сбросившего тлетворный режим, дышащего свободой, осознавшего себя и теперь энергично, с напряжением сил борющегося за свое будущее. И поэтому естественно и сильно зазвучала с большой сцены «Марсельеза» (за что спасибо группе Zdob Si Zdub из Молдовы)… Как тут было не вспомнить знаменитую сцену из фильма «Касабланка», где пение «Марсельезы» стало актом борьбы и моральной победы!
Второй арт-фестиваль, о котором я хочу рассказать, – основанный харьковчанами театральный фестиваль «Живи». Тоже крымский (мыс Тарханкут) и тоже сентябрьский. Рангом поскромнее, чем «Коктебель Джаз Фест», это событие в 8-й раз должно было собрать любительские и профессиональные театры и дизайнеров-плакатистов из нескольких стран, в первую очередь Украины и России. Организаторы, после мучительных сомнений и обсуждений, решили проводить фестиваль на старом, «родном» месте, без которого не могли представить свой проект: «Не хочется произносить банальностей типа «театр выше политики»… Время рассудит – правильно ли мы делаем».
Время рассудило жестко – фестиваля не было. Вместо сотни-другой участников и полутора десятка коллективов, как это бывало обычно на последних «Живи», в этот раз собралось тринадцать человек организаторов и актива – на своего рода акцию культурного сопротивления, сохранить традицию: «Мы открылись. И закрылись». Ни одного театра. Даже крымские не приехали…
Как сказала на «Коктебель Джаз Фесте» солистка TreeOrange Band Юлия Волюм, для нее он – это «музыка, море, свобода». Вероятно, стоит убрать в этой триаде свободу, как фестиваль, арт-явление перестает существовать. «Коктебель Джаз Фест» выбрал свободу – и не прогадал.
Что важнее: гений места или гений дела? – так можно обозначить тему этого рассказа. От глобальных выводов воздержусь, но, похоже, в данном конкретном случае дух, воля, драйв – позиционирование арт-события на острие социального роста – оказались важнее территории.