У СНБО был шанс превратиться из непонятного органа в реальную ставку главнокомандующего
Такова уж природа власти: чем больше ее имеешь, тем меньше хочешь ею делиться. И наши новоизбранные парламентарии – не исключение.
Такова уж природа власти: чем больше ее имеешь, тем меньше хочешь ею делиться. И наши новоизбранные парламентарии – не исключение.
Украина – страна уникальная. Здесь всегда презирали и ломали всяческие властные вертикали. Идеально социальное устройство для нас: самодостаточные украинцы, организованные в местные громады с широкими полномочиями, могут спокойно решать 80% вопросов своей жизни самостоятельно и только 20% отдавать на откуп государству.. Диктат претит их природе.
Но все же в государственном управлении есть сферы, где власть может быть только вертикальной с максимумом полномочий. Это армия и все вопросы, касательно безопасности страны. Приказы – не обсуждаются. Приказы – выполняются. Поэтому поручить, например Верховной Раде, обсуждать и принимать решения обо всем, что нам необходимо в военной сфере – значит поменять индивидуальную ответственность , на коллективную безответственность. И проиграть войну.
У нас сегодня дефицит полководцев и стратегов. Назначение Александра Турчинова главной СНБО давало робкую надежду, что у нас наконец-то возникнет не просто патриотическая армия добровольцев, готовых до последней капли крови защищать свою страну. Это давало надежду, что у нас возникнет эффективное военное руководство. Собственно, того, чего не было до этого.
Американские фильмы нас приучили, что современной войной управляют из так называемой ситуационной комнаты. Из командного бункера. За большим столом, при собрании генералов, где на экранах приходит оперативная информация в режиме онлайн без промедления принимаются военные решения.
Так уж случилось, что наш президент – это больше дипломат и бизнесмен, чем военный стратег. Но назначение Турчинова главой СНБО и расширение его полномочий могло решить эту проблему. Под его руководством у СНБО был шанс превратиться из непонятного органа в реальную ставку главнокомандующего со всеми необходимыми полномочиями.
То, что сегодняшний состав парламента провалил голосование в поддержку такого решения, говорит о том, что украинские политики – и новые («Самопомич», «Радикальная партия», «Батьктвщина»), и старые (Оппозиционный блок) – по отношению друг к другу пока все еще являются ментальными родственниками. Они не способны выйти за рамки собственных интересов и поделиться частью наделенной власти. Они оказались неспособными руководствоваться не позицией своего маленького политического болотца, а государственными интересами.
Самое печальное то, что «железный спикер» Александр Турчинов, в прошлом в схожих ситуациях выдавливавший из Рады нужные законы, сам теперь не субъект голосования, а его объект. Остается надеяться на Владимира Гройсмана и на инстинкт самосохранения большинства депутатов, которым, возможно, со второй попытки удастся принять важный для страны законопроект. Потому, что создание эффективного центра управления этой войной - это не только возможность нашей общей победы. Это еще вопрос выживания нынешней власти и всех партий оказавшихся в Раде.