Что нас ждет в 2015 году
Мы окончательно прощаемся с советской и постсоветской эпохами. Евромайдан заставил украинцев поверить, что перемены возможны, а власть беспомощна против воли народа
Мы окончательно прощаемся с советской и постсоветской эпохами. Евромайдан заставил украинцев поверить, что перемены возможны, а власть беспомощна против воли народа
Прошедший год для Украины и украинцев был, наверное, самым событийно насыщенным за всю новейшую историю. Я очень благодарен этому году. После застойного 2012-го, когда казалось, что Украина окончательно превратилась в мировую провинцию, конец 2013-го и 2014-го вернули нам веру в то, что перемены возможны. Теперь все внимание приковано к нам.
Этот год был не просто насыщен событиями. Главное – то, что эти события являются переломными. Мы окончательно прощаемся с советской и постсоветской эпохами. Майдан, бегство Януковича, аннексия Крыма, война в Донбассе, избрание нового президента и нового парламента – все это произошло очень быстро. Но у людей социально чувствительных, привыкших анализировать и прогнозировать, есть четкое понимание того, что все это – только начало.
До недавних революционных событий мне часто говорили: в Украине ничего не будет, мы проклятая, ленивая нация, мы находимся на окраине цивилизации, мир о нас ничего не знает, и всерьез рассчитывать на какие-то перемены не приходится. В качестве подтверждения этому приводили опыт Майдана 2004 года: вот, дескать, посмотри – мы вышли на улицу, но ничего не изменилось. Все, кого мы отстранили от власти (Янукович и компания), снова оказались у руля. Мы не смогли изменить правила игры, не искоренили коррупцию. Эта революционная неудача как бы говорила нам о том, что, возможно, не стоит больше связываться с революцией. Ведь она приносит одни убытки.
В глазах скептиков и критиков Евромайдан тоже принес массу потерь: мы утратили территории, мы теряем людей – самых лучших, готовых в буквальном смысле первыми броситься на амбразуру. И что мы приобретаем взамен? Лично я всегда отвечаю на это следующим образом: обыватели, как и многие эксперты и политики, делают очень большую ошибку, когда соотносят 10 лет в жизни обычного человека и тот же временной отрезок в жизни страны. В жизни отдельного человека это немалый срок, за который могут произойти действительно серьезные изменения. В жизни страны, в истории государства – это один миг.
Я часто сравниваю нашу Революцию достоинства с Великой французской революцией 1789 года. Тогда между монархическим устройством французского государства и первой республикой, между Бурбонами и Наполеоном, прошло 15 лет. Для учебника истории это очень мало, для жизни человека – много. В эти 15 лет вместились и война, и взросление самого Наполеона, и бесконечные казни, и ротации неудачно приходивших к власти французских элит.
Именно поэтому я всегда говорю: не нужно считать, что Майдан произошел, и мы должны немедленно увидеть его результаты. Майдан только начал процесс серьезного переустройства нашего общества. Да, на данный момент мы не поменяли государственный аппарат, не изменили политическое устройство страны, мы даже не сменили элиты – у власти все те же. Но Евромайдан сделал главное – он изменил сам украинский народ. Он создал именно ту классическую революционную ситуацию, когда верхи не могут править по-новому, а низы не хотят жить по-старому. И у Майдана 2004 года тоже были свои важные итоги: во-первых, он научил нас не бояться уличного протеста, во-вторых, показал, что уличный протест способен менять общество. И когда мне говорили, что Майдан 2004-го был хорошей прививкой от революций, я отвечал, что это была только репетиция, а настоящая революция еще впереди.
Сегодняшний украинский народ хорошо знает, что перемены возможны, и власть беспомощна против воли народа. Наш народ стал более бесстрашным, он перестал мириться с существующей системой и нынешним положением вещей. А значит – он сможет все изменить. Главное – понимать, что перемены только начались, и впереди еще много работы.
Размышляя о том, что ждет нас в 2015 году, я бы выделил несколько главных вещей. Первое: нам все-таки надо сменить элиту. И, опять-таки, проводя параллели с Францией 18-го века, – это, скорее всего, будет не одна ротация. Есть надежда, что мы сможем справиться с этим намного быстрее, чем французы - хотя бы потому, что нынешним временам присущи большие скорости. Второе: мы должны демонтировать всю старую советскую систему, которая сохранилась и продолжает работать. При этом она еще и обросла кучей «пристроек», как домик нерадивого дачника, который в разные годы что-то приколачивал к своему жилищу. Все это нужно полностью снести и с нуля создать совершенно новую архитектуру современного, сильного, модернового и ориентированного на простого человека украинского государства. С Новым годом!