Легендарний американський прокурор готова попрацювати в Україні
Марту Берш мало хто знає в Україні, але...
Мовою оригіналу
На этой неделе в Киев ненадолго приехала легендарная личность. Ее мало кто знает в Украине, но она – героиня одной из моих книг и настоящая молодец. Ее зовут Марта Берш, она – американский прокурор, которая вела дело Павла Лазаренко. Сегодня Марта, после осуждения Лазаренко и получения правительственной награды за это дело, ведет частную юридическую практику в районе Сан-Франциско. Она приехала в Киев встретиться с руководством НАБУ и прочитать лекцию детективам о расследовании сложных международных схем.
Марта призывает к терпению тех, кто начинает катить бочку на НАБУ. Она признает, что распутывать подобные финансовые преступления – white collar crimes – занимает около пяти лет, потому что тебе приходится иметь дело с десятками офшорных юрисдикций и нежеланием сотрудничать со стороны свидетелей. Но дело Лазаренко она довела до конца – бывший премьер-министр Украины, история взлета и падения которого заслуживает голливудской экранизации – получил 8 лет тюрьмы. Он их отсидел от звонка до звонка и потерял все, что имел в США – виллу в природном заказнике Игнасио возле Новато, доступ к деньгам на счетах и свободу передвижения. До сих пор Лазаренко не знает, что ждет его дальше – прошение о получении политического убежища, с которым он обратился в 1999 году, до сих пор не рассмотрено.
Кроме того, Марта откровенно говорит о минимум 100 миллионах долларов, которые были выявлены их следствием как переводы от Юлии Тимошенко на счета Павла Лазаренко в качестве обеспечения "крыши" ее бизнесу. Этот эпизод не дошел до суда присяжных из-за отказа Тимошенко давать показания, а также несогласия России сотрудничать в деле.
Мы встретились с Мартой за ланчем в американском посольстве, в ходе которого она признала, что согласилась бы несколько лет поработать прокурором в Украине. Благо, русским она владеет как выпускник бакалаврата Университета Орегона по русскому языку и литературе. Именно с такими людьми, а не очередными кумовьями президента или назначенцами политических партий, может строиться настоящее независимое правосудие в Украине.