Ловушка для Януковича
Взгляд из Москвы. Лилия Шевцова — о трех факторах, определяющих вектор дальнейшего развития ситуации в Украине
Взгляд из Москвы. Лилия Шевцова — о трех факторах, определяющих вектор дальнейшего развития ситуации в Украине
Уточню: это взгляд из либеральной Москвы. Это взгляд из той Москвы, которая начинает и кончает свой день тем, что читает украинские новости и переживает за украинский Евромайдан.
Конечно, отсюда, из Москвы, не видишь всех драматических переплетений. Тем более, не зная и не чувствуя тонкостей многообразной украинской политической жизни, не можешь уверенно делать выводы.
И, тем не менее, хочу рискнуть поделиться с вами своими впечатлениями о последних событиях в Украине, рассматривая их через призму логики персоналистской власти. Много уже написано о том, чем отличаются Украина и Россия. Майдан подтвердил, насколько украинское общество ушло вперед в сравнении с нами, россиянами, в обладании чувством собственного достоинства и готовности его защищать. Но не думаю, что также различаются психология и амбиции наших лидеров — Путина и Януковича, работающих в формате самовластья и опоры на свои кланы. Могу предположить, что их отличает друг от друга степень провинциализма, жадности, мстительности, способности рисковать в борьбе за свою власть и наличие властных ресурсов под их контролем. Возможно, степень поверхностной образованности тоже. Однако, судя по всему, их объединяет гораздо большее — понимание законов единовластия и того, что из него нельзя добровольно выйти без тяжелейших для себя последствий. А если последнее верно, то вот мои соображения о последних событиях в Украине, которые, возможно, принимают форму необратимости.
Три фактора определяют вектор дальнейшего развития ситуации в Украине: организация властью собственного антимайдана; приостановление переговоров о подписании Соглашения об ассоциации, о чем заявил основной переговорщик ЕС Штефан Фюле 15 декабря; переговоры Януковича в Москве об условиях своей сдачи (именно сдачи!) и согласии на вхождение Украины в орбиту России.
Формирование в Киеве лагеря поддержки Януковича и одновременно его отказ от выполнения важнейшего требования Майдана — отставки правительства Азарова, может означать в моем понимании лишь одно: Янукович не собирается идти на равноправный диалог с оппонентами и не готов отказываться от борьбы за монопольную власть. Напротив, он собирает в Киеве свою «народную поддержку», которая должна легитимировать и его правление, и то, что он собирается предпринять в ближайшее время. Тот факт, что он не сдает ключевых игроков своей команды, ответственных за применение силы на Майдане, только подтверждает выбранный им курс, который можно определить как «Не дождетесь!» Митинг сторонников Януковича, так же как и митинги, которые в 2012 году собирал в Москве Путин — это признак готовности лидеров к конфронтации с обществом, а не к компромиссам с ним. И сохранение команды, а следовательно, принципа лояльности, как фундамента личной власти, — это тоже очень по-путински.
Приостановление переговоров об ассоциации в Брюсселе означает, что у представителей ЕС лопнуло терпение играть в игру, которую им навязал Янукович. Его действия и его заявления, порой совершенно откровенные (в частности «об опасности» Соглашения Украины с ЕС) говорят, что он и не собирается идти на какие-то «ассоциации» с Европой. И дело даже не в отсутствии компенсации за вектор. Дело в том, что его приглашают играть в игру, которая ему чужда. Да, речь идет всего лишь о зоне свободной торговли. Но ведь украинцы воспринимают ассоциацию как нечто большее и постоянно будут требовать большего. А зачем в таком случае вообще позволять приоткрывать для них форточку? Лучше ее вообще захлопнуть, как это сделал московский царь.
Думаю, что Янукович был искренен, когда говорил, что «мы будем постепенно присоединяться к Таможенному союзу». Даже компенсация, которую просит Киев у Брюсселя за ассоциацию (и $160 млрд и $20 млрд) — это всего лишь способ продлить «тянучку» с Брюсселем, которая превратилась в дымовую завесу, позволяющую Президенту вести настоящие переговоры с Москвой. И все встречи Януковича с западными эмиссарами, которые несут почти ежедневную вахту в Киеве, и все выданные им обещания — это, думается, пустой воздух. Игра с Западом для украинского Президента имеет одну цель — выторговать для себя менее унизительные условия сдачи на милость Кремля. И чем дальше, тем это более очевидно. А если западные эмиссары все еще верят в его обещания, то это либо наивность либо непонимание того, как работает режим персоналистской власти, особенно на этапе, когда ее носителю не хочется нести ответственность за то, что он уже натворил. Тот факт, что Брюссель все еще пытается образумить Януковича, а Баррозу даже обещает украинскому Президенту саммит ЕС — Украина, помогает Януковичу продолжать переговоры о сдаче. Использовать Запад в антизападном проекте — это нам в России так знакомо! Путин достиг в этом занятии совершенства, используя сотрудничество с Западом для его дискредитации среди российской аудитории, используя либералов в правительстве для дискредитации либерализма.
Но решающим штрихом к этой «картине маслом» является диалог Януковича с Москвой. В Брюсселе украинская делегация осуществляет операцию по отвлечению внимания. В Москве эксперты двух стран действительно работают над соглашениями, против которых бунтует Украина. И не нужно морочить голову, как это делают некоторые наблюдатели, которые говорят, что, якобы, речь идет о попытках Москвы и Киева найти компромисс, который бы дал возможность Украине подписать Соглашение об ассоциации с ЕС и одновременно вступить в Таможенный союз. Не смешите меня! Брюссель и Москва предлагает Киеву разные форматы жизни, которые не имеет с собой ничего общего!
Впрочем, признаю, что Москва предлагает Украине нечто вполне определенное и понятное. А Брюссель — пока нечто неясное...
Возможно, Янукович еще пытается выторговать у Москвы и уступки лично для себя, и своего клана, чтобы не оказаться в роли украинского шута при московском дворе. Но это уже не столь важно. Важно то, что Кремль говорит с ним с позиции силы и понятно почему: Янукович слаб и смотрится слабым, несмотря на свои габариты. Ведь в глазах Путина это лидер, который никак не может восстановить свою власть в столице. Вряд ли он может вызвать уважение у хозяина Кремля — Путин не любит слабых. «Слабых бьют...» — с презрением говаривал он. Думаю, почти уверена, что кремлевские стратеги полагают, что Янукович отыгранная карта... В этом я, пожалуй, с ними соглашусь. Продолжая говорить с Януковичем, Кремль, конечно же, ищет нового партнера в Украине. Найдет ли? Это уже зависит от другой логики — от логики Майдана. Но пока Янукович должен выполнить роль «чистильщика» и сделать грязную работу.
Что остается делать Януковичу в этой ситуации? Пойти на поклон к Западу? А это значит, принять требования оппозиции. Но тогда зачем он собирал свой «Майдан»? Украинским наблюдателям виднее, сможет ли он выйти из логики власти, в которой он работает. В этом случае ему нужно будет готовиться к уходу со сцены, и искать гарантии от судебного преследования. Готов ли он к этому? Украинским аналитикам виднее. Я пока не знаю в новой истории случая, чтобы лидеры, которые упорно шли к власти и использовали ее по полной в своих интересах, вдруг отдавали ее добровольно. Скорее напротив, я вижу примеры того, как подбитые лидеры на последнем этапе судорожно цеплялись за власть, прибегая к насилию...
Если Янукович продолжает работать в формате, который я обсуждаю, то продолжит торг о сдаче с Москвой. Да, это означает открытое и формальное вхождение Москвы в украинскую игру в качестве важнейшего политического и экономического фактора. Но не обязательно, что это вхождение примет форму вступления Украины в Таможенный союз. Путин, видно, решил не раздражать украинцев и уже в своем Послании Федеральному собранию он микшировал вопрос Украины. Это означает, что сейчас речь идет скорее о пакете соглашений, которые привяжут Украину к России и без Таможенного союза. Об этом откровенно говорил Сергей Глазьев, «главный по Украине» у Путина, отмечая, что Москва может (и будет?) договариваться с Януковичем в рамках уже ратифицированного Договора о едином экономическом пространстве. А если речь идет о протоколах к уже подписанным соглашениям, то можно избежать их ратификации в строптивой Верховной Раде. Не так ли?
Самое главное это то, что Москва не будет воспринимать Януковича, как партнера, который сможет выполнить свои обязательства при существовании Майдана и сильной оппозиции. Значит, Янукович должен будет решить этот вопрос. И чем быстрее решит, тем больше бонус, который он получит от Москвы. Кремль уже предложил Януковичу все возможные оправдания решения проблемы и уже предоставил ему индульгенцию за будущую работу. Ведь совсем недаром Сергей Лавров в своем последнем интервью говорил: «На улицу выходит демонстрация в таких масштабах и с такими ожесточенными лозунгами, как будто страна объявила войну некому миролюбивому государству вопреки воле народа Украины. Это не умещается в рамки нормального человеческого анализа. В том, что за этим стоят провокаторы, сомнений нет». Это заявление, конечно, рассчитано и для российской аудитории, которая должна быть готова к тому, что украинская власть решит проблему «провокаторов». Это и мессидж Западу — вы что, предпочитаете поддерживать провокаторов?
А если украинскую власть подтолкнут к зачистке Майдана и все равно, под каким предлогом (теракт — это становится так банально), то Януковичу будет некуда деться. Он станет заложником Кремля. Правда, вряд ли он будет Кремлю нужен в роли чистильщика...
Тот факт, что в российских дебатах все откровеннее обсуждается вопрос о неизбежности раскола и распада Украины свидетельствует, что в Москве начали размышлять об этом сценарии в случае нарастания конфронтации и неспособности Януковича сохранить контроль за всей страной. Короче, идея вброшена и она уже не кажется совершенно безумной. Особенно, если речь идет об отторжении, причем, добровольном (!) от Украины Крыма, который в российском сознании все еще принадлежит России. Скорее всего, эти идеи вбрасываются в массовое сознание (и не только российское) как фактор давления на Януковича и украинскую элиту и приучения их к мысли, что лучше согласиться на менее болезненный сценарий подчинения.
Какие выводы напрашиваются в этом контексте? Во-первых, Запад и Европа должны понять, что Янукович их элементарно использует и они лишь пешки в его игре за личное выживание. Западу нужно, наконец, осознать серьезность положения в Украине и сохранение угрозы силового сценария в этой стране, который будет иметь драматические последствия. Пока же Брюссель, как мне представляется, пытается себя успокоить надеждами, что Украина движется к мирному разрешению кризиса. А готовы ли Брюссель и США к тому, что может возобладать иной сценарий?
Во-вторых, Майдан должен не терять бдительности и пытаться переломить ход событий до того, как железный закон самовластья начнет свой ход. Дай Бог, логика, о которой я размышляю, окажется ошибочной. Тогда Янукович станет первым лидером, который выпрыгнет из ловушки единовластия. А Украина продемонстрирует пример мирного выхода из цивилизационного кризиса.
Лилия Шевцова, специально для «Дня»