Вуханська летюча миша зруйнувала всі плани Путіна
Путінське всесилля перетворюється на безсилля
Мовою оригіналу
«2020» должен был стать для Кремля годом триумфа. Годом легитимации пожизненной власти. Для любого ее персонификатора.
2020 — стал для президента Путина годом Ватерлоо. Полетели в мусорную корзину планы на личное будущее. Закачались скрепляющие государство опоры. Система, построенная, как боевой линкор, который должен сдерживать врага и победоносно завоевывать пространство, вошла в ступор, столкнувшись с новой и невидимой для нее угрозой. Коронавирус стал той неожиданной дрянью, которая оказалась губительной не только для человека, но и для конструкции, созданной для другого времени. Авторитарное правление вдруг продемонстрировало неспособность реагировать на угрозу авторитарными методами!
Российское государство, ориентированное на великодержавный статус через милитаризацию, экспансию и ядерный кулак, выглядит беспомощным в защите человеческой жизни— даже жизни правящего класса.
Президентская вертикаль дребезжит, получая сверху хаотические указания. Сам лидер ломает свою вертикаль: центр отказался от ответственности, а низы не могут ее взять, не имея средств и воли. Отказ Кремля от директивного принятия решений — это подрыв государства, скроенного, как пирамида. Сейчас эта угроза не ощущается, ибо у региональной элиты нет мужества поднять голос. Но что если она не захочет брать вину за провалы центра, когда столкнется с отчаявшимся населением?
Самодержавие предполагает одиночество лидера, вознесенного над народом. Но лидер должен присутствовать на передовой, консолидируя нацию мужеством и вселяя уверенность своим видением. Лидер теряет магнетизм и силу, когда скрывается за кулисами, что воспринимается, как бегство. Всесилие превращается в бессилие.
Избранный Кремлем формат связи Путина с народом — через видео общение с галереей бубнящих голов — выглядит карикатурой. Кремль никак не может нащупать, как говорить со своим народом в момент экзистенциального кризиса. Одинокий пожилой человек, принимающий 9 мая парад караула на пустом кремлевском подворье, — это картинка, которую могли создать только те, кто запланировал обвалить путинский рейтинг.
В своей борьбе с эпидемией, Кремль отказался от понимания России как «социального государства», которое должно обеспечивать равенство и справедливость в распределении экономических благ (ст. 7 Конституции РФ.) Власть разрушила новый контракт между Путиным и обществом: я вам социальные гарантии, а вы мне пожизненное правление. Подачки, обещанные президентом 11 мая, не могут изменить очевидного: спасение утопающих признано делом самих утопающих.
Падение цены на нефть стало еще одним ударом, начав процесс упадка России, как энергетической сверхдержавы. Разрушается не только имперский хребет страны, но и источник финансирования системы.
Как склеить рассыпающуюся ткань? Возвратиться к идее «Россия— Крепость»? Но непонятно, как в таком случае использовать финансовые и технологические ресурсы врага.
Власти нужна победа над коронавирусом. Незамедлительно! Власть понимает, что политика «ни работы— ни денег» провоцирует и обвал, и взрыв. Отсюда решение объявить эпидемию завершенной, когда она еще далека от пика. Но Кремль должен остаться чист: ответственность за завершение (и его последствия!) будут принимать регионы. А если не удастся сыграть в победу — что тогда?
Понятно, почему они так спешат: нужно срочно — пока страна лежит в параличе — легитимировать голосованием пожизненное правление. Но вот вам ловушка: отказ от цели равносилен политическому самоубийству, а продление беспомощного правления может ускорить его конец.
Мировой пейзаж еще одна головная боль. Вроде бы радость — Америка уползает в свою раковину. Значит, исчезает повод для нытья по поводу американского гегемонизма. Но где взять нового врага, который нам категорически нужен! Поляки с украинцами в этой роли – слишком унизительно для державной гордыни.
Вакуум провоцирует Китай попробовать свои мускулы. Но китайцы не американцы. У Китая своя вековая потребность ответить на исторические унижения. Соседство стареющего медведя и помолодевшего дракона рано или поздно продемонстрирует их несовместимость.
Еще недавно Россия радовалась, что мир последовал по ее пути и осознал ценности суверенности. Но мир будет защищать свой суверенитет и от России. А как Россия будет дышать, лишившись ресурсов развитых стран? Самой же России уже не от кого защищаться— мы мало кого интересуем и мало кто хочет учить нас демократии.
Российская мечта о многополярном мире, в котором у каждого уважающего себя государства есть своя галактика, выглядит, как будущая головная боль. Каковы наши шансы на то, чтобы стать полюсом при оглушающей асимметрии потенциала с Западом и Китаем? Где гарантия, что кандидаты на роль сателлитов в нашей галактике согласятся быть подтанцовкой? Взгляните, как Минск выделывает независимые кренделя. Правда, есть шанс стать полюсом во втором эшелоне государств. Но как тогда с державным самолюбием?
Кто мог вообразить, что летучая мышь в далеком Ухане вызовет такие потрясения и такой обвал честолюбивых планов! Наш дредноут продолжает плыть. Капитан покинул мостик. Команда не внушает доверия. Неясно, куда плывем. Но ясно, что в недавнее благодушное прошлое уже не вернуться.
Ах эта гадкая летучая мышь…