Сборка нации
Великая Отечественная - война, которую пытаются применить в качестве «исторического стержня» для сборки «новой российской нации». Замысел-то понятен - нацию невозможно собрать без какого-либо исторического прошлого.
Для такой вот сборки новой российской нации и выбрали Великую Отечественную. Неверно думать, что это все происки кровопутинского режима. Да, георгиевские ленточки и всякое «спасибо деду за победу» - это все при нем, любимом. Но первые подходы к снаряду осуществлялись еще в 1990-е - при Ельцине, при демократах.
Великая Отечественная отвечает всем необходимым критериям, по крайней мере, важнейшим, которые предъявляют к «историческим инструментам» сборки нации.
Во-первых, она еще часть какой-никакой, но семейной памяти. То есть это история, которая не привнесена извне в виде формального знания, а как-то присутствует в реальной жизни. Во-вторых, победа в той войне имеет не узко-национальный, а вполне себе всемирно-исторический смысл. Это важно для России с ее амбициями. Ну и вообще - все, что про войну, это интересно, красочно, хорошо запоминается. Это легче и эффектнее отражать в художественных произведениях.
Есть одно, точнее, два - «но».
1. Великая Отечественная, сколько ее не «национализируй» и не «русифицируй», была серьезным испытанием на прочность, проверкой для... коммунистического проекта и, скажем откровенно, для сталинизма, сталинской системы. К чести коммунистического проекта и сталинизма следует признать, что экзамен был сдан, если не на отлично (долго побеждали, были не только трагические, но и позорные поражения, коллаборационизм не тянет на эпизодические явления, сотни тысяч (если не миллионы) советских граждан послужили-поработали на оккупантов и даже повоевали за них), то на твердую четверку. Но все это (коммунизм, сталинизм) - совершенно не в тему в нынешние времена.
2. Великую Отечественную уже использовали для сборки нации... только советской нации. Кто жил в позднем СССР, тот не даст соврать, что не революция и гражданская война, а именно Великая Отечественная использовалась в качестве исторического стержня советской нации в первую очередь. Не случайно в отдельных канонических произведениях советской культуры Великая Отечественная представлялась не просто отражением внешнего врага, но и неким окончательным довоевыванием Гражданской войны, завершением революции. Кто по ошибке попал в красные в гражданскую, тот проявил вражью сущность в войне с гитлеровцами. Кто ошибся с выбором белых, тот исправился и искупил вину кровью и героизмом. Классика этого жанра (недооцененное всеми исследователями Советской Атлантиды произведение) - «Вечный зов».
Коротко говоря, Великая Отечественная получается уже этакой «войной повторного использования». А вторичное всегда на вкус не очень.
Такое вот противоречие, такой вот тупик.
P.S. В отличие от конструктивистов, я полагаю, что нации не столько конструируют, сколько собирают. Поэтому «сборка нации», а не «конструирование нации». Ну это так - к слову.