В маршрутках Крыма стихийно появились «песни гражданского протеста»
Уже в нескольких маршрутках в Симферополе пришлось быть свидетелем примечательной картины.
Уже в нескольких маршрутках в Симферополе пришлось быть свидетелем примечательной картины. Вместо надоевшей русской попсы водитель транслирует по звуковой системе автобуса песни российского гражданского протеста. В этот день водитель поставил песни Игоря Талькова: «Покажите мне такую страну, / Где славят тирана, / Где победу в войне над собой / Отмечает народ. / Покажите мне такую страну, / Где каждый – обманут,/ Где назад означает вперед. / И наоборот», – пел Игорь Тальков, и пассажиры автобуса как бы встрепенулись, ожили, с лиц ушло безразличное выражение, в глазах появился смысл, люди стали по-иному смотреть друг на друга, по-иному оценивать все, что произошло с Крым в последние полтора года.
Каждое слово Талькова в этой песне, за которой, казалось, соскучился весь Крым, для каждого пассажира так много значило:
«Покажите мне такую страну, / Где заколочены храмы, / Где священник скрывает под рясой / КГБ-шный погон. / Покажите мне такую страну, / Где блаженствуют хамы, / Где правители грабят казну, / Попирая закон».
Музыкальный, и вообще – художественный протест в обществе, как протестное движение интеллектуалов, деятелей искусства – очень интересное и симптоматическое явление. Во-первых, оно всегда стихийно, во-вторых, оно всегда высокоидейно, в-третьих, оно очень быстро приобретает массовый характер, овладевает умами и сердцами многих, и в-четвертых, оно никогда не возникает на пустом месте, а всегда является ответом на несправедливость власти, тиранию, притеснение свободы граждан, ущемление гражданских прав.
Тальков поет:
«Господа-демократы минувшего века, / Нам бы очень хотелось вас всех воскресить, / Чтобы вы поглядели на наши успехи, / Ну а мы вас сумели отблагодарить. / Мы бы каждый, кто чем, выражал благодарность: / Молотилкой – колхозник, рабочий – ключом, / Враг народа – киркою, протезом – афганец, / Ну а я б кой-кому засветил кирпичом. / Вот так! Вот так! Живут Америка с Европой. / Вот так! Вот так! Ну а у нас все через ж...».
После этих слов автобус практически всегда кто жестами, кто в уме подхватывает песню Игоря Талькова, осознавая это или не осознавая, но присоединяется к призыву «выразить благодарность» разрушителям старой страны, кто – молотилкой, кто – ключом, а кто – кирпичом.
«Господа-демократы, поспешите воскреснуть, / Выходите на суд одураченных масс: / Пусть ответят за все Чернышевский и Герцен, / И мечтатель Белинский, и мудрец Карла Маркс; / Пусть ответят и те, что пришли вслед за вами / Вышибать из народа и радость и грусть, / И свободных славян обратили рабами, / И в тюрьму превратили Великую Русь! / Вот так! Вот так! Живут Америка с Европой. / Вот так! Вот так! Ну а у нас все через ж…» – звучит поэтический вердикт на весь автобус, но звучит и как приговор суда, и как призыв одуматься.
2 мая 1982 года Игорь тальков записал в своем дневнике: «Богом, правдою и совестью оставленная Россия, – куда идешь ты в сопутствии твоих воров, грабителей, негодяев, скотов и бездельников» (Ал. Сухово-Кобылин, 1855 г. Из дневника). Прошло 127 лет с момента написания этих строк. И что изменилось? Произошла революция. Ну и что? Все так же, только поменялись воры, грабители, негодяи, скоты и бездельники. Куда же ты теперь идешь, Россия? К коммунизму? Само название которого давно уже дискредитировали сами коммунисты. К социализму, при одном упоминании о котором людей начинает тошнить? Куда идти? В кого верить? Во что верить? Раньше хоть люди верили в Бога. А сейчас ни во что не верят. Культура, литература, искусство – деградируют. Люди стали хитрыми, злыми (в душе), эгоистичными, замкнутыми, циничными. И порою кажется, что планету окружает кокон общей обреченности, безысходности, духовной пустоты».
«В разные эпохи в разных странах рождается свой протест против несправедливости, угнетения, нарушения прав и свобод, – говорится в телевизионной программе «Песни протеста» телеканала «Совершенно секретно». – Но когда «Адвокатский вальс», написанный в 1968 году, как будто возвращает нас в эпоху сталинского террора и одновременно переносит нас в наше время, когда американка Джоан Баэз посвящает свою песню Наталье Горбаневской, которая вместе с товарищами вышла на Красную площадь протестовать против ввода советских войска в Чехословакию, когда Андрей Макаревич поет песню Александра Галича «Облака плывут в Абакан», которая, кажется, написана сегодня, когда лучшие музыканты со всего мира поднимают свой голос в защиту российских девушек, которые за песню-протест были посажены в тюрьму, неравнодушные люди, и прежде всего, духовные творцы понимают, что наша планета слишком мала, что время спрессовано, что боль каждого это боль всех, что нельзя молчать, когда вокруг тебя творится несправедливость и беззаконие».
Если ЭТО в Крыму слушают в маршрутках, то что же тогда люди слушают дома, вместе со своими родными и со своими единомышленниками?! Песни Пита Сигера, Боба Дилана, Джона Леннона, Александра Галича, Владимира Высоцкого, групп «ДДТ», «Машина времени» и других известных зарубежных и российских музыкантов.
Тальков поет:
«В анабиозе доживает век Москва – дошла. / Над куполами Люцеферова звезда взошла, / Наблюдая свысока, как идешь ты с молотка
за пятак, / Как над гордостью твоей смеется бывший твой халдей
с Запада. / Родина моя / Скорбна и нема... / Родина моя, / Ты сошла с ума…»
Я думаю, после каждой такое поездки, придя домой, думающий человек возьмет в руки книгу Татьяны Тальковой с его песнями и с рассказом о том, как его убили, и как потом спецслужба прятала концы в воду, как выручали убийцу, как заметали следы, как оставили явного убийцу безнаказанным. Что умает после этого человек о своей стране, о своей судьбе, о своей жизни?
12 июня 2012 года российские музыканты выпустили сборник «Белый альбом» в знак солидарности с движением гражданского протеста. В инициативную группу по выпуску «Белого альбома» вошли Александр Липницкий, Артемий Троицкий и Василий Шумов. К участию в сборнике приглашались музыканты, которые поддерживают резолюции митингов на Болотной и Сахарова и солидарны с движением #ОккупайАбай / #ОккупайБаррикадная / #ОккупайАрбат. «В каком-то смысле, эту работу можно считать и посвящением 44-летию «Белого альбома» The Beatles, содержавшему, помимо прочей нетленки, песни «Back in the USSR» и «Revolution»…
Сейчас Россия ведет две войны, и россияне это знают. Войну в наши дома привела власть, избранная народом, и что теперь делать народу?
Тальков поет:
«Я пророчить не берусь,/ Но точно знаю, что вернусь / Пусть даже через сто веков / В страну не дураков, а – гениев. / И, поверженный в бою, / Я воскресну – и спою / На первом дне рождения страны, / вернувшейся с войны…»
Эта песня написана Тальковым еще в Советском Союзе, но сегодня она звучит еще более актуально, чем ранее, потому, что надежды россиян на то, что после его распада жизнь обновится и станет счастливее, убиты властью новой уже России.
Тальков поет:
«Эй, кто там обнадежился по поводу того, / Что коммуняки покидают трон, / Сближаются с народом и каются / И верят в пе-ре-лом. /Не спешите, милые, / Не будьте так наивны, / Вращаются колесики, / И не заржавлен пресс, / Винтики на месте, / И работает машина / С дьявольским названием КПСС – КПСС – СС…»
Крымчане долго уже не жили «в этой стране», они уже привыкли к свободе, к новым отношениям, к правде, к инициативе, и они не думали, что им придется волей тирана вернуться «в эту страну»!
Тальков пророчествует:
«Не вращайте глобус, / Вы не найдете, / На планете Земля стран таких не отыскать, / Кроме той роковой, / В которой вы все не живете, / Не живете, потому что нельзя это жизнью назвать».
Может, великое искусство все же поможет крымчанам прозреть? Ведь не зря же в Крыму появились песни протеста, картины протеста, спектакли протеста, книги протеста, мысли протеста, люди протеста.
Источник: Крым.Реалии