Агрессия России против Украины и наказание (юридический анализ)
За последние месяцы накоплены сотни фактов о систематических агрессивных военных действиях, которые ведет Россия в отношении Украины на украинской территории в пределах Донецкой и Луганской областей.
За последние месяцы накоплены сотни фактов о систематических агрессивных военных действиях, которые ведет Россия в отношении Украины на украинской территории в пределах Донецкой и Луганской областей. В этом ряду – акты диверсий, что совершались и совершаются многочисленными российскими диверсионными группами; обстрелы украинской территории российскими войсками с территории России; обстрелы российскими артиллерийскими системами, которые время от времени незаконно проникали на украинскую территорию; отдельные авиационные атаки; участие в вооруженных столкновениях на Донбассе российских войск специального назначения и десантных подразделений.
Каждый такой факт – это акт агрессии и военное преступление как согласно украинскому законодательству, так и в соответствии с нормами международного права. В частности, в украинском уголовном законе наказание за планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны или военного конфликта, а также ведение агрессивных военных действий предусмотрено ст. 437 УК Украины.
Каждый такой факт не должен превращаться только в статистику вооруженного конфликта, а должен безотлагательно расследоваться и в форме обвинительного акта направляться в суд.
Вооруженный (военный) конфликт, который уже ряд месяцев длится на Донбассе, украинским государством был определен как антитеррористическая операция. Это определение, несмотря на некоторые дискуссии, в целом соответствовало содержанию событий. С точки зрения международного права, вооруженные конфликты разделяют на межгосударственные и конфликты внутри государства. Отдельные конфликты внутри государства могут иметь международный характер. Так, если вооруженный конфликт происходит на территории только одного государства, но, при этом другое государство, не принимая прямого участия в нем, поставляет оружие и оборудование, финансирует, вербует и направляет наемников, участвует в планировании и координации военных операций, то в наличии международный военный конфликт.
-- Шаг к полноценному ведению агрессивной войны
События последних суток свидетельствуют о том, что Россия делает шаг от системных актов агрессии к полноценному ведению агрессивной войны. Сегодня этот шаг характеризуется переходом от скрытой агрессии в форме поставок оружия и оборудования, вербовки, обучения и направления наемников, финансирования сепаратистов, участия в планировании и координации военных операций на востоке Украины, диверсионного противодействия, осуществления отдельных авиационных атак, совершения обстрелов украинской территории с различных видов русской артиллерии к прямому открытому военному вторжению. Это существенные качественные изменения, о которых в разных формах уже заявили ведущие страны мира.
По общему правилу, для признания агрессии «агрессивной войной» должна быть реализована цель по полной или частичной аннексии территории другого государства и военное применение силы должно достичь значительного уровня и интенсивности. В то же время, как известно, Нюрнбергский трибунал признал оккупацию Дании и Люксембурга агрессивными войнами, несмотря на то, что эти государства были захвачены без применения существенной военной силы. Другой пример – оккупация Чехословакии и Австрии была оценена Трибуналом только как «агрессивные действия».
Сейчас в наличии и фактическая аннексия части территории Украинского государства (Крым и часть Херсонской области), и военное применение силы значительного уровня и интенсивности.
-- Россия движется в бездну
Россия долгое время нагло «по лезвию ножа» балансировала в пределах формата гибридной войны, стараясь не выходить за «рамку» скрытых актов агрессии. Интересно, что уголовный кодекс России содержит ответственность только за ведение агрессивной войны и не предусматривает возможности уголовного преследования за совершение отдельных актов агрессии. Сегодня российские военнослужащие уже прямо нарушили собственный уголовный закон. Так, статья 353 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность до 15 лет лишения свободы за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны. Соответственно, каждый российский военнослужащий, пересекая с оружием российско-украинскую границу, является военным преступником и согласно украинскому законодательству, и согласно российскому уголовному закону, и в соответствии с международным уголовным правом.
В статье 6 (а) Устава Нюрнбергского трибунала «планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров...» было объявлено преступлением против мира. Это требование нашло свое прямое отражение и в Уставе ООН, статья 2 (4) которого запрещает угрозу силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.
Современные государства устанавливают строгую уголовную ответственность за преступления против мира и военные преступления, на которые, как известно, по общему правилу не распространяются сроки давности.
Россия с очевидностью движется в бездну. Нет сомнения, что международный порядок на европейском континенте будет восстановлен, и российский агрессор понесет должную ответственность за свои действия.