Правительство тащит Украину на дно. Цифры и факты
Годовые итоги работы правительства в сфере фискальной и финансовой политики ставят страну перед фактом: происходит имитация реформ.
Годовые итоги работы правительства в сфере фискальной и финансовой политики ставят страну перед фактом: происходит имитация реформ.
При декларации правильных вещей (снижение налогового бремени, сокращение расходов на неэффективный госаппарат, бюджетная децентрализация и т.п.), правительство действует с точностью до наоборот.
Основным итогом работы правительства в течение последнего года является потеря доверия к проводимой экономической политике и существенное снижение уровня жизни населения.
-- Налоговая политика
При стремительно падающей экономике правительство повысило и продолжает повышать налоговое давление на легальный бизнес.
В 2014 году в три этапа были повышены налоговые ставки – март (Закон № 1166 «О предотвращении финансовой катастрофы и создания условий для экономического роста»), август (Закон № 1621 «О внесении изменений в Налоговый кодекс») и декабрь (пакет законов, принятых с бюджетом).
Также, за прошедший год введено 8 новых налогов и сборов ( 1) налог на проценты с депозитов; 2) дополнительная импортная пошлина; 3) налог на недвижимость; 4) военный сбор; 5) акциз на продажу подакцизных товаров; 6) сбор на покупку валюты; 7) налог на новые автомобили; 8) налог на ювелирные изделия). Данные решения принимаются в противоречии с программой правительства и коалиционным соглашением, в которых предусмотрено не увеличение количество налогов, а их сокращение.
В нынешнем году, при сокращении ВВП на 5,5% правительство планирует собрать на 40% больше налогов, чем в прошлом году (393 млрд.грн против 280 млрд.грн в 2014).
Продолжается практика авансовых платежей по налогу на прибыль (в коалиционном соглашении предусмотрена их отмена) и растут долги бюджета перед бизнесом по возмещению экспортного НДС.
В 2014 году усилилось также и административное давление – план поступлений по штрафам был перевыполнен в 12 раз (317 млн.грн).
Естественно, что при налоговой политике легальный бизнес либо разоряется, либо уходит в тень.
-- Валютный курс и цены
С прошлого года Нацбанк запустил на полную мощь печатный станок и второй год подряд является наибольшим плательщиком в бюджет.
В 2014 году более 50% госбюджета (195 млрд.грн) было профинансировано Нацбанком ничем необеспеченными напечатанными деньгами. Глава Нацбанка назвала, вполне справедливо, такую политику неприемлемой, однако для финансирования бюджета в 2015 году предусмотрен еще больший объем эмиссионного финансирования (более 200 млрд.грн). Кстати, данная сумма может стать еще больше, так как в законом о бюджете Нацбанку разрешено, просьбе правительства увеличивать объемы выкупа ОВГЗ для потребностей бюджета.
Благодаря такой монетарной и фискальной политике, Украина в прошлом году установила мировой рекорд по девальвации национальной валюты (93,4% за год), опередив Россию (86%) и Беларусь (46%). По росту цен – Украина на втором месте в мире (после Венесуэлы).
Проводилась хаотичная и непредсказуемая валютная политика, от полного перехода к плавающему курсу до его жесткой фиксации на протяжении нескольких предвыборных месяцев (сентябрь-октябрь 2014).
С начала 2014 года 39 банков признаны неплатежеспособными. Вполне логично, что при такой денежной политике вкладчики за прошлый год изъяли из банков более 30% от общего объема депозитов. В 2015 году тенденция продолжается, гривневые депозиты в январе 2015 года снизились на 2%, а валютные на 4%.
-- Государственный сектор
Слишком много государства в экономике.
Около 53% ВВП перераспределяется через бюджет. Согласно исследованию Мирового банка, в странах со слабым государственным управлением (плохое администрирование и коррупция), госрасходы выше 35% ВВП отрицательно влияют на экономический рост. Каждый дополнительный процент расходов выше 35% приводит к 0,3-0,4% падению ВВП. В случае Украины, только лишь из-за избыточного участия государства в экономике, Украина теряет ежегодно 5,5-7% ВВП.
Согласно бюджету на 2015 год, доля перераспределения останется на прошлогоднем уровне. Данное обстоятельство, противоречит программе правительства на 2015 год, в которой предусмотрено уменьшение госсектора на 10% ВВП (п.4 программы).
-- Долговая политика
Украина оказалась на грани дефолта. Государственный долг в 2014 году вырос с 40% до 70% ВВП, а в 2015 году превысит 100% ВВП.
МВФ и другие международные финансовые организации предоставляют Украине ровно столько кредитов, сколько необходимо выплатить по внешним долгам. Такая ситуация была в 2014 году и ожидается в нынешнем.
Других источников притока иностранной валюты в страну нет. Прямые иностранные инвестиции в прошлом году сократились в 10 раз – с 4,1 млрд.дол в 2013 до 0,4 млрд.дол в 2014. Более того, утечка капитала в 2014 году составила более 12 млрд.дол.
-- Децентрализация
Вместо объявленной децентрализации бюджетных отношений, правительство проводило и проводит противоположную политику. Центральная власть у местных бюджетов в 2015 году отнимает 25% от налога на доходы физических лиц, лишив таким образом местные бюджеты финансового ресурса в размере 14 млрд.грн. Этот налог обеспечивал около 70-80% доходов местных бюджетов.
Компенсировать недопоступления доходов местных бюджетов правительство намерено ненадежными источниками доходов, которые местные бюджеты до этого никогда не администрировали – налог на недвижимость и акциз с розничной продажи подакцизных товаров. Более того, растет зависимость местных бюджетов от центра – если в 2014 году субвенции и дотации с госбюджета составляли 55%, в 2015 году составят уже 62%. Другими словами, происходит централизация бюджетных отношений.
-- Перспективы
К сожалению, за год своей работы правительство показало, что оно работает не на долгосрочную перспективу нацеленную на устойчивый экономический рост, а живет сегодняшним днем, занимаясь латанием бюджетных дыр (повышение налогов и сокращение социальных расходов). Ввиду отсутствия реальных реформ, негативные тенденции, начавшиеся в 2014 году, продолжаются и будут продолжаться и в нынешнем: сокращение ВВП и производства, двухзначная инфляция, непредсказуемая девальвация, снижение реальных доходов населения, усиление налогового давления на бизнес.