Бунт черни современного российского образца
Никогда мы не видели большего цинизма, большей лжи, большей агрессии, большего парада люмпенов, чем в последние год-полтора
На этой неделе я три дня посвятил поездкам на велосипеде и машине по местам моего детства и юношества – пригородам Ленинграда: Солнечное (Оллила) – Репино (Куоккала) – Комарово (Келломяки) – Зеленогорск (Терийоки) – Рощино (Райвола).
Ушли люди советской ленинградской творческой интеллигенции разных возрастов, но этих мест: Анна Ахматова, Дмитрий Шостакович, Арон и Муза Кнайфель, Наум Бирман, Яков Киперман, Дмитрий Лихачев, Георгий Товстоногов, Игорь Владимиров, Владимир Константинов, Аркадий Кацман, Виктор Голявкин, Сергей Курехин... Некоторые остались (дай Б-г им здоровья и долгих лет): Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Даниил Гранин, Эдуард Кочергин, Олег Каравайчук, Борис Гребенщиков...
И вот какая мысль меня посетила: при нас никогда, абсолютно никогда, ни в советские времена, ни в постсоветские времена, эти места... и эти люди! – никогда не видели большей архаики, большего цинизма, большей лжи, большего мракобесия, большей агрессии, большего парада люмпенов, чем в последние год-полтора.
Но на самом деле это уже было в истории нашей страны. Только теперь нет живущих свидетелей. Когда-то, во времена моего раннего детства, мне повезло знать одну мою дальнюю родственницу, которая воспитывалась в Институте Благородных Девиц во времена царя Гороха и попа Гапона. Она пережила революцию, Гражданскую войну, арест мужа, ссылку, блокаду Ленинграда и «Дело врачей». Во время блокады она голодала, вокруг нее рвались снаряды и бомбы, но она мне сказала, как будто «наказала помнить»: в ее жизни не было ничего страшнее, чем бунта черни в 1917 году.
Сейчас, в 2014-2015 г.г. мы переживаем настоящий «бунт черни» современного российского образца. Когда ты едешь по маршруту Солнечное – Репино – Комарово – Зеленогорск – Рощино, ты вспоминаешь, что здесь было и тебе знакомо, и ты понимаешь: сейчас – это бунт черни. И он не мог не произойти.
В Российской Империи свобода никогда не была завоевана. Она два раза появлялась и затухала, потому что оба раза российский народ ее не завоевывал, а получил просто так, в качестве подарка. Отмена крепостного права и развал СССР и уничтожение советского строя – вот две «халявы» 1861 и 1991 годов, свалившиеся на российский народ в качестве подарков, а не в качестве завоеванных ценностей. В то время, когда на Украине выбирали гетманов, в России был рабовладельческий строй. И никакого «восстания Спартака» не было. Была «Крестьянская реформа» (отмена крепостного права) – давно назревшая, запоздалая реформа, открывавшая дорогу к развитию капитализма в России и к ее индустриализации. Но эта реформа явилась лишь одной из реформ императора Александра II, а не результатом освободительной войны, восстания, или битвы. То же самое в 1991 году – СССР рухнул тяжеловесно, дремуче, неожиданно – но тоже «сверху».
Свобода не была завоевана. И сейчас ее легко было отдать. Не всем, конечно, легко. Люмпенам. Люмпенам легко. И это – снова парад люмпенов. Снова бунт черни. И снова Лондон, Париж и Сингапур...
Солнечное – Репино – Комарово – Зеленогорск – Рощино.
Все, что у нас есть – это воспоминания.
Да что там 70-е и 80-е, даже начало 90-х было таким интересным, когда Мариинский театр еще назывался Кировским, и когда Валерий Гергиев еще даже не знал, кто такой Путин.
Солнечное – Репино – Комарово – Зеленогорск – Рощино... Сейчас опять парад люмпенов, бунт черни...
«Иных уж нет; а те далече»... Многих уже нет в живых, а остальные уехали...
Источник: Facebook