Украинские события давно описаны в любимой книге Кремля
Большинство аналитиков промахнулось с оценкой действий Владимира Путина прежде всего из-за ложного представления о мнимой безыдейности Кремля
Большинство аналитиков промахнулось с оценкой действий Владимира Путина прежде всего из-за ложного представления о мнимой безыдейности Кремля
А по набережной легендарной
Приближался не календарный
Настоящий Двадцатый Век.
(Анна Ахматова. Поэма без Героя, 1962)
Большинство аналитиков промахнулось с оценкой действий Владимира Путина прежде всего из-за ложного представления о мнимой безыдейности Кремля. Традиционно считалось, что специфика постсоветских режимов — самообогащение элит и отсутствие идеологии. Но атака на Украину показала, что мировоззрение российского президента давно эволюционировало. Более того, события 1 марта 2014 г. могут знаменовать начало новой геополитической стратегии Путина.
По-видимому, Путин видит мир в рамках «столкновения цивилизаций», подправленного идеями Николая Данилевского. Данилевский писал, что «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны» (Данилевский Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому). В знаменитой статье 1993 г., нашедшей неоднозначный отклик на Западе, Самюэль Хантингтон предсказывал, что основным конфликтом XXI века станет борьба и войны между разными культурными общностями («цивилизациями»), в том числе западной, исламской, китайской, православной (российской) и проч. По мысли ученого, по мере насаждения Западом политики универсализма (глобализации) и последующего ослабевания западной цивилизации незападные общества будут все сильнее осознавать свою самобытность и развивать культурную идентичность, что неизбежно приведет к конфликтам и борьбе за господство на мировой арене.
Судя по всему, российской элите близко подобное мировоззрение. По слухам, российский президент и его окружение читают довольно много, но далеко не ту литературу, которая популярна у политиков развитого мира. Предпочтения российской политической элиты ограничены шедеврами отечественного производства. Так, давно известна склонность Путина к Данилевскому и философам Серебряного века, которых он регулярно цитирует и в своих публичных выступлениях. Увлечение дошло до того, что на новогодние каникулы 2014 г. «Единая Россия» и руководство Кремля подарило почти всем губернаторам и партийцам специальные книги для чтения зимними вечерами, в том числе «Философию неравенства» Николая Бердяева, «Оправдание добра» Владимира Соловьева и «Наши задачи» Ивана Ильина.
Чем не идеологическая подготовка? Ведь в концепциях Бердяева, Соловьева и Ильина огромная роль отводится роли России на геополитической арене и ее миссии по сохранению и распространению православия на подвластных территориях. Вот яркий отрывок из статьи «Что сулит миру расчленение России», входящий в сборник Ильина «Наши задачи» и дающий представление об этом мировоззрении: «Установим сразу же, что подготовляемое международною закулисою расчленение России не имеет “за собою” ни малейших оснований, никаких духовных или реально-политических соображений, кроме революционной демагогии, нелепого страха перед единой Россией и застарелой вражды к русской монархии и к Восточному Православию. Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия ...> Они собираются разделить всеединый российский “веник” на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести ее через западное уравнение и развязание и тем погубить ее: план ненависти и властолюбия».
Приведенная выше цитата, как и вторжение на Украину, вполне укладываются в рамки хантингтоновского «Столкновения цивилизаций»: агрессия Запада, уникальность и взаимосвязанность российской политической системы и православия, необходимость сопротивления ради сохранения национальной самобытности.
Однако еще более потрясает содержание вышедшей в 2006 г. книги Михаила Юрьева «Третья империя. Россия, которая должна быть». В книге, по слухам прочитанной многими сотрудниками президентской администрации и Путиным, автор уникальным образом провидит всю траекторию развития России за последние восемь лет. «Третья империя» — это утопия, написанная как учебник российской истории от лица латиноамериканца, живущего в 2054 г. Прямо по Хантингтону, к 2053 г. в результате глобальных войн в мире осталось всего пять государств-цивилизаций, одна из которых — Россия в виде Третьей империи (первые две, видимо, Российская империя и Советский союз). Строительство Третьей империи начинается с прихода к власти Владимира II Восстановителя (первый, Владимир Иуда, — Ленин), сумевшего восстановить Россию в статусе великой державы и собрать русские земли. Любопытно, что изначально Владимир-собиратель скрывает свои проимпериалистические устремления, копит резервы и дожидается ослабления Запада. Выстраиваемое им государство основано на госкорпоративизме и экономическом протекционизме, ликвидации олигархии, уничтожении прозападных агентов влияния и проч.
Само же «собирание земель русских» начинается с (sic!) взрыва на Украине. После организованной США оранжевой революции Крым, восток и юг Украины, никогда не считавшие себя частью западноевропейской цивилизации, восстают против «западного господства» и обращаются к России с просьбой войти в ее состав. Россия, решив помочь этим территориям, вводит в 2008 г. в Восточную Украину 80 000 солдат, навстречу ей двигаются натовские войска. В результате происходит «стояние» и раздел Украины, причем демаркационная линия проходит по границам Сумской, Полтавской, Кировоградской и Винницкой областей с западной, украинско-натовской стороны, и Харьковской, Днепропетровской, Николаевской и Одесской областей с восточной, российской стороны.
Дальше Россия продолжает собирать в себя «исконные русские земли», в том числе Казахстан и Туркмению, постепенно объединяя территорию Второй империи (ведь «распад Второй империи в 1991 г. был не волей народов, а результатом спецоперации Запада с опорой на предателей своей страны в самой Второй империи»), а также территории Белоруссии, Приднестровья и (внимание — книга опубликована в 2006 г.!) Абхазии и Южной Осетии. В целях создания «реального равенства всех народов» Российская Федерация упраздняется с заменой на Российский (Евразийский или Таможенный!?) Союз. В результате Россия становится государством с населением более 200 млн человек и территорией более 20 млн кв. км, «значительно более жизнеспособной в условиях противостояния с Западом». По сценарию дальше в отношениях России с Западом наступает холодная война.
«Третья империя» Юрьева потрясающим образом описывает события, свидетелями которых мы являемся на текущий день. Особенно впечатляет включение в состав России Южной Осетии и Абхазии по сюжету книги, опубликованной за два года до войны с Грузией. Если Лукашенко знаком с содержанием «Третьей империи», то в ближайшее время стоит ожидать от него громких и активных заявлений о нормализации отношений с ЕС. Что касается построения православно-российской империи, то процесс близок к завершению. После того как УПЦ Московского патриархата обратилась к Московской патриархии с просьбой повлиять на решение о вводе войск в Украину, в пресс-службе РПЦ рекомендовали украинцам не оказывать сопротивления «российским миротворцам» и уточнили, что «русский народ — разделенная нация на своей исторической территории, которая имеет право на воссоединение в едином государственном теле». Все в соответствии с концепцией Владимира II Собирателя Земли Русской.
Как ни страшны происходящие сегодня события, еще страшнее понимание того, что их план может быть давно выношен в сознании российского руководства. У Кремля есть идеология. Идеология невежества, основанная на простом воспроизведении идей столетней давности без изучения мирового опыта, еще страшнее, чем отсутствие идеологии как таковой. Столкновение цивилизаций, похоже, началось.