Украина выбирает Евросоюз
Таможенный союз остается за рамками национальных приоритетов Киева
В конце июня в Киеве состоялся очередной раунд переговоров между Украиной и ЕС о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Ожидается, что он станет одним из последних этапов переговорного процесса и с начала следующего года зона заработает. Еще год назад никто не мог предположить, что произойдет такой прорыв в украинско-европейском диалоге. Очевидный прогресс наметился в последние полгода, и связывают его с назначением первого вице-премьера Андрея Клюева ответственным в правительстве за переговоры с ЕС.
Зачем Украине ЗСТ с ЕС, если обе стороны являются членами ВТО? Дело в том, что Украина довольно спешно вступала во Всемирную торговую организацию. Отчасти это происходило из-за конкуренции с Россией, которая должна была вступить в организацию приблизительно в это же время. Но очередная порция политических требований оставила ее за бортом ВТО, а Украина, напротив, с 2008 года полноправный член организации. Но вот уровень защиты внутреннего рынка оказался довольно низким, так как по многим вопросам украинские переговорщики вынуждены были идти на уступки. Как отмечают эксперты, сейчас переговоры идут более жестко, и украинская сторона торгуется по каждому пункту, рассчитывая улучшить условия торговли для своих экспортеров на европейском рынке. Но главная причина заинтересованности Киева в интеграции с Европейским союзом заключается не в экономических дивидендах, а в геополитическом и идеологическом выборе. Как считает научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко, «европейская интеграция является магистральным направлением внешней политики Украины. Это вопрос не экономической выгоды, а внедрения европейских стандартов качества товаров и услуг, уровня жизни. Интеграция с ЕС является важнейшим условием модернизации Украины, и создание ЗСТ здесь является первым шагом».
Тем не менее на сегодняшний день в вопросе создания ЗСТ остается нерешенным ряд принципиальных вопросов. В конце мая премьер-министр Украины Николай Азаров озвучил некоторые из них. Стало известно, что позиции сторон расходятся по вопросу квотирования поставок украинской аграрной продукции на европейский рынок. Официальный Киев не устраивает, что Европейская комиссия ограничивает поставки украинского зерна в объеме 20 тыс. тонн, в то время как экспортный потенциал Украины составляет 15–20 млн. тонн. Также ЕС очень болезненно относится к поддержке государством агропромышленного комплекса. Менее значимой проблемой считается вопрос использования географических названий в товарах, произведенных украинскими производителями. Но как запретить всемирно известному заводу «Массандра» поставлять на рынок портвейн, херес и мадеру, которые он производит уже более 100 лет, пока не известно.
Параллельно с созданием ЗСТ Украина ведет переговоры с ЕС о введении безвизового режима между странами. С приходом Виктора Ющенко к власти в 2005 году Киев в одностороннем порядке отменил визы для европейцев. Брюссель, как говорится, жест оценил, но от ответных столь стремительных шагов отказался. И с тех пор продолжаются непростые переговоры по этому вопросу. В середине июня в Киев прибыла комиссар Сесилия Мальмстрем, курирующая визовую политику ЕС. Она должна была провести проверку выполнения Киевом плана действий по либерализации визового режима, принятого ранее. Ожидается, что осенью будут озвучены результаты ее приезда. Определенный прогресс отмечается, но по некоторым техническим вопросам Украина уступает России в процессе выполнения требований ЕС. Так, например, в России уже с 1 марта прошлого года начата выдача загранпаспортов нового образца с электронным чипом, в то время как украинские власти только сейчас выбирают компанию, которая будет производить чипы для документа нового типа. Но, безусловно, трудно ожидать, что Россия получит безвизовый режим с ЕС раньше Украины, которая является наиболее продвинутым членом европейской программы «Восточное партнерство».
Политолог Ярослав Макитра отмечает, что «у президента Януковича пока есть лимит доверия в ЕС, и поэтому у Украины есть все шансы успешно завершить начатые процессы по визовому режиму и созданию ЗСТ». Таким образом, очевидно, что украинско-европейские отношения на подъеме и стороны стараются максимально использовать момент для создания полноценной договорной базы, которая позволит стать фундаментом долгосрочных партнерских отношений сторон.
А как же отношения с Россией и перспективы вступления Украины в Таможенный союз? Весной этого года российское руководство в своих заявлениях неоднократно приглашало официальный Киев присоединиться к России, Белоруссии и Казахстану в рамках Таможенного союза. Звучали и ожидаемые плюсы вступления, и прогнозные потери Украины, если она откажется от интеграции. При этом и ЕС, и Россия категорически заявляют, что Украина может быть участником только одного интеграционного проекта, предоставляя официальному Киеву сложный выбор. Директор центра политического анализа «Пента» Владимир Фесенко отмечает причины выбора именно ЗСТ: «Во-первых, переговоры о создании зоны с ЕС завершены на 95%, а о Таможенном союзе стороны еще не начали предметные переговоры. Во-вторых, Украина – член ВТО и имеет ограничение на участие в региональных интеграционных проектах, тем более что участники ТС членами Всемирной торговой организации не являются. В-третьих, публичные предложения России выглядели несерьезно, когда от обещаний больших экономических дивидендов российское руководство быстро перешло к перечислению возможных санкций, которые будут введены против Украины в случае отказа от вступления», – отмечает эксперт.
И тем не менее Украина не отказывается от развития отношений с Россией, ведь на нее, по статистике, приходится более трети всего внешнеторгового оборота страны. Официальный Киев предлагает менее обязывающую формулу сотрудничества с Таможенным союзом, так называемую «3+1», которая подразумевает развитие сотрудничества по конкретным отраслям и рынкам.
Станислав Александрович Притчин - эксперт Центра изучения Кавказа и ЦА Института востоковедения.