Референдумный фарс в Южной Осетии
Руководство Южной Осетии решило провести референдум о вхождении в состав РФ.
Руководство Южной Осетии решило провести референдум о вхождении в состав РФ. Процесс этот не слишком дешевый, но, видимо, денег, которые присылает Кремль, девать некуда. Впрочем, главная проблема не в этом, а в том, что референдум представляет собой совершенно никчемную затею.
Де факто Южная Осетия и так находится в составе России, ибо как минимум 90% жителей этой кавказской территории вооружены российскими паспортами и даже будут принимать участие в грядущих выборах в Госдуму (правда, под видом жителей Забайкальского избирательного округа). Что касается самой Южной Осетии, то она существует, главным образом, за счет российских субсидий, будучи экономически недееспособной. Москва также занимается обеспечением ее безопасности. Несомненно, при такой пуповинной связи с Россией почти все участники референдума проголосуют за вхождение в состав России. Именно это и сделали граждане Приднестровской Молдавской Республики в 2006 г., хотя стать частью РФ это им не помогло.
Несомненно также, что, если бы Россия хотела включить Южную Россию в свой состав, то сделала бы это еще после нападения на Грузию в 2008 г., а то и раньше. Но Кремлю не нужен еще один бесполезный субъект федерации. Ему нужны международные союзники и сфера влияния, пусть даже в виде квазигосударств — Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, ДНР, ЛНР. На более серьезных союзников из числа постсоветских государств рассчитывать особенно не приходится. Эстония, Латвия, Литва, Грузия, Украина стали врагами; Узбекистан и Туркменистан предпочитают держаться от Кремля на расстоянии; Молдова рвется в Евросоюз; Азербайджан ориентируется на Турцию; несмотря на членство в малоэффективном Таможенном союзе, отношения Казахстана и Беларуси с Россией характеризуются вежливым дистанцированием.
По существу, если в 1990-е гг. Москва была несомненным лидером постсоветского пространства (за исключением Прибалтики), то за последние 10 лет в результате сварливой и довольно хулиганской внешней политики она заставила отвернуться от себя большинство своих бывших союзников. Именно поэтому от безысходности Путин усердно рисует на политической карте новые бутафорские государства, создавая фантом Советского Союза-2 с его международной сетью социалистических сателлитов (кстати, с свете этого подхода было бы логичней сделать Крым марионеточным государством по образцу Абхазии и Южной Осетии, а потом купить у Науру и Вануату признание его суверенитета, но охмелев от успеха сборной РФ на сочинской олимпиаде, обеспеченного натурализированными спортсменами из США и Ю. Кореи, Путин поддался эмоциям и отступил от собственной стратегии). Конечно, в этой эфемерной схеме ДНР никак не тянет на роль, например, Польши образца 1950-70-х гг., а Южная Осетия не чета Болгарии или хотя бы Кубе, но ничего более впечатляющего Кремль организовать не способен. Желающих иметь с ним дело почти не осталось.
Посему результат референдума известен и без его проведения, равно как известно и то, что в состав РФ никто принимать Южную Осетию не будет. Зачем терять международного союзника, чья независимость признана аж четырьмя государствами? Так что время и средства на референдумный фарс можно не тратить.
И еще: цхинвальское начальство вознамерилось также изменить название своего государства, переименовав всем известную Южную Осетию в никому не известную Аланию. И эта затея уже не просто бесполезная, как референдум, но и весьма вредная. В Науру, Вануату, Никарагуа, и Венесуэле могут не догадаться, что Южная Осетия и Алания — это одно государство и будут отрицать факт признания Алании. И тогда Цхинвал растеряет даже то подобие дипломатических контактов, которые благодаря патронажу Москвы, удалось скопить.
Источник: newsader.com