Какая Конституция нужна Украине?
Я шел на президентские выборы под лозунгом «Сильный президент – сильная страна».
Я шел на президентские выборы под лозунгом «Сильный президент – сильная страна». Я убежден, что Украине необходима сильная президентская власть для проведения кардинальных реформ. Жизнь показала правильность такого подхода – недееспособная конституционная реформа 2004 года была отменена Конституционным Судом, и в Украине был воссоздан единый центр формирования и реализации политики - Президент Украины. Результат – прекращение политического противостояния, возобновление экономического роста и начало реформ. За год в Украине начата налоговая, регуляторная, административная, бюджетная реформы, проведена реформа строительной отрасли. Проводятся пенсионная и таможенная реформы, реформа энергетики и системы государственных закупок. За один год, благодаря тесному сотрудничеству президента, правительства и парламента было сделано больше, чем за предыдущую пятилетку.
Несмотря на эти успехи, возвращение к Конституции в редакции 1996 года - это временная мера, переходной этап. Украине нужна Конституция, которая бы вобрала в себя как украинский опыт последних пятнадцати лет, так и европейские стандарты и принципы. При Президенте Украины уже создана рабочая группа по подготовке нового текста Основного Закона, и уже в ближайшие годы в Украине должна пройти конституционная реформа.
Какой должна быть новая Конституция?
Во-первых, она должна открывать для Украины путь в Европу. Нормы Конституции должны позволить Украине выполнять европейские принципы и стандарты как в вопросах защиты прав человека, так и в вопросах распределения прав и полномочий президента, правительства и парламента. В этом вопросе я рассчитываю в том числе на помощь Венецианской комиссии и Совета Европы.
Во-вторых, новая Конституция должна дать дополнительный импульс проведению реформ. Это и реформа уголовной юстиции, которая упирается в конституционный статус прокуратуры, и судебная реформа, для завершения которой необходимо четче выписать принципы построения судебной системы, которые также закреплены в Конституции. Более того, даже для проведения налоговой, пенсионной реформы, реформы медицины и образования также желательно внесение изменений в Основной Закон и уточнение соответствующих статей Конституции.
В-третьих, Конституция должна заложить основу административной реформы и укрепления органов местного самоуправления. Из-за политического противостояния ни во время принятия Конституции в 1996 году, ни во время конституционной реформы 2004 года парламенту не удалось заложить в Основной Закон нормы, направленные на реформирование местных органов власти. Действующая Конституция фактически консервирует устаревшее территориальное деление страны и не дает возможности провести полноценную административную реформу на местах, направленную на усиление прав и полномочий органов местного самоуправления. Решение этой задачи является одним из ключевых вызовов для Конституционной ассамблеи, которая будет вырабатывать новую редакцию Основного Закона. Текст Конституции Украины должен быть выписан таким образом, чтобы все ключевые полномочия, необходимые для эффективного решения проблем в регионах, были закреплены за властью на местах.
Кроме того, органы местного самоуправления должны иметь достаточно средств и полномочий для реализации своих новых функций. Для этого необходимо укрупнять не только общины и районы, но и, возможно, даже области. Распределение полномочий между городами и областями, нынешнее территориальное деление страны, закрепленное в действующей Конституции, уже устарело и требует пересмотра. Принятие Конституции должно открыть возможность для продолжения административной реформы на местном уровне, в частности, необходимо воссоздать исполкомы местных советов.
В заключение, хочу еще раз подчеркнуть, что все вопросы функционирования и взаимодействия разных ветвей власти сформулированы в действующей Конституции настолько неопределенно, что многие статьи Основного закона становятся источником конфликтов и представлений в Конституционный Суд. Устранить многочисленные недостатки Основного Закона путем внесения правок невозможно. Мы должны принять новую редакцию Конституции, которая бы отвечала потребностям граждан и экономики Украины. Конституция должна ликвидировать источники политической коррупции. Политическая ответственность должна стать тем фундаментом, на котором должен быть построен новый Основной Закон Украины.