Харьков - горячая точка неосталинизма
25 сентября на сессии Харьковского горсовета будет рассматриваться вопрос о демонтаже мемориальной доски выдающемуся языковеду Юрию Шевелеву
25 сентября на сессии Харьковского горсовета будет рассматриваться вопрос о демонтаже мемориальной доски выдающемуся языковеду Юрию Шевелеву, а 27-го в Дзержинском суде Харькова состоится процесс – с той же целью. К иску приложено несколько документов, которые вряд ли можно считать доказательствами, а именно: перепечатки из интернета об ученом и архивный выпуск окупационной газеты «Нова Україна» за октябрь 1942 года, но без его статей. Будет ли суд считаться с мировым авторитетом ученого, перечень статей которого в этой газете известен и давно исследован. Это были в основном поэзии, литературоведческие исследования, среди которых не замечено ни одной политической статьи или заметки в поддержку нацистского режима.
В мае 2011 года харьковское отделение фонда им. Гната Хоткевича получило разрешение от городских властей на установку на фасаде дома по ул. Сумской, 17 (дом «Саламандры»), в котором Ю. Шевелёв прожил 28 лет, мемориальной доски в память о нём. Торжественное открытие доски, должно было состояться 5 сентября к 105-ой годовщине со дня рождения учёного. Однако, когда это событие было анонсировано, Антифашистский комитет Харьковщины потребовал отменить разрешение на её установку, указывая, что Шевелёв, якобы, сотрудничал с нацистами во время войны. Глава Антифашистского комитета Нисон Ройтман, не ставя под сомнение филологические заслуги учёного, считает, что Шевелев дезертировал из Красной армии, стал коллаборационистом и во время нацистской оккупации Харькова сотрудничал с немецкой администрацией, в частности был корреспондентом газеты «Нова Україна», выходившей с разрешения немецкой управы.
Жалоба Антифашистского комитета побудила топонимическую комиссию Харькова вернуться к вопросу о выдаче разрешения на установку мемориальной доски. Узнав, что топонимическая комиссия может отозвать свое разрешение на установку памятной доски, общественные активисты были вынуждены провести установку и её открытие ранее назначенного срока, в 9 часов вечера 3 сентября 2013 года, при свете автомобильных фар.
Кто же такой Юрий Шевелев? Сын обрусевшего немца, генерал-майора царской армии Владимира Шнейдера, во время Первой мировой сменившего свою немецкую фамилию на русскую (отец впоследствии погиб на войне). Учился у академика Булаховского в Харьковском университете, защитил кандидатскую диссертацию в 1939 году, там же до войны преподавал славянское языкознание. Среди его лучших учеников – классик украинской литературы, автор знаменитой трилогии «Знаменосцы» Олесь Гончар.
Как доцент вуза, Шевелёв был освобождён от призыва на фронт. Во время оккупации, имея возможность, как этнический немец, зарегистрироваться «фольксдойче», не стал этого делать, так как, по собственным словам, «не хотел становиться немцем». Харьков покинул вместе с отступающими немецкими войсками, с 1946-го преподавал в Украинском вольном университете в Мюнхене, где получил докторскую степень, в 1950-ом эмигрировал в США. Сначала два года преподаёт русский и украинский язык в Гарвардском университете, потом перебирается в Колумбийский университет, где до 1977 года возглавляет кафедру славянской филологии. Один из основателей «Ассоциации изгнанных украинских писателей», международный член Национальной академии наук Украины и почётный доктор Альбертского, Лундского, Харьковского национального университетов и Киево-Могилянской Академии, главный редактор журнала «Сучасність», а также редактор многих научных и литературных журналов и серий, среди которых «Historical Phonology of the Slavic Languages», автор 17 книг, фундаментальных научных трудов: «Предыстория славянского языка: историческая фонология общеславянского языка», «Историческая фонология украинского языка», «Очерки современного украинского языка».
Использование одновременно двух исков: типично мошенническая «наперсточная» схема, ибо если иск против фонда будет проигран, то иск против горсовета выигран априори, поскольку мэр Харькова, Геннадий Адольфович Кернес, не будет защищать собственное решение на установку доски, поскольку уже признал «свою ошибку».
Сегодня очевидно – ситуация с доской Юрию Шевелеву стала демонстрацией раскола между властью и обществом, противоречием внутри самого украинского общества, а главное – проявлением неосталинистских тенденций в нынешней Украине. Не удивительно, что «горячей точкой» этого противостояния стал именно Харьков, город, который так горячо любил его выдающийся сын.