Час «Ч» для Кабмина Гройсмана наступит в ноябре-декабре
Главные позитивы от формирования нового правительства – это разрешение затянувшегося политического кризиса, шанс на восстановление дееспособности власти.
Главные позитивы от формирования нового правительства – это разрешение затянувшегося политического кризиса, шанс на восстановление дееспособности власти. В условиях, в которых Украина находится сейчас, углубление кризиса было бы чревато более чем серьезными последствиями. Формирование Кабмина означает и то, что вопрос с досрочными выборами пока откладывается.
С внешнеполитической и внешнеэкономической точки зрения – тоже позитив. Это знак для наших зарубежных партнеров, что Украина справилась с внутренней турбулентностью и готова дальше активно работать над повесткой дня евроинтеграции. Киев показал, что может выходить из кризисных ситуаций, а украинская элита может достигать компромиссов.
Что касается состава правительства: если посмотреть каким образом он формировался, и что в конце концов вышло, становится абсолютно понятно, что кризис имел чисто политические причины. Речь идет не о результатах деятельности предыдущего Кабмина, каких-либо его просчетах, а о амбициях, симпатиях и антипатиях политиков наивысшего уровня.
Поэтому наивно было ожидать какого-то нового качества нового состава Кабинета министров. Это чистый продукт политического компромисса. Поэтому ожидать прорыва от правительства в этом составе не приходится в принципе. И в целом тема "о роли личностей, которые творят реформы" и совершают "прорывы", у нас несколько переоценена. Кабмин, прежде всего, должен работать как целостный управленческий орган, выполнять свои функции и полномочия в рамках того, что намечено программой его деятельности.
К нынешнему правительству есть вопросы относительно его внутренней структуры и взаимодействия между разными должностными лицами. В новом Кабмине шесть вице-премьеров, хотя в предыдущем было два. При это из шести – четыре вице-премьер министра – "чистые", не руководят министерствами, у трех будут пересекаться сферы деятельности: социальной и гуманитарной политики, курирования проблем АТО, ветеранов, оккупированных территорий, внутренне перемещённых лиц.
О необходимости вновь созданной должности вице-премьера по вопросам евроинтеграции говорили давно, но сейчас возникает вопрос: каким образом будет осуществляться реализация ее полномочий? Не приведет ли новое вице-премьерское кресло к конфликту с тем же МИДом, какая будет система коммуникаций с другими министерствами? Это пока не ясно.
У одного из новых министров, по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц, пока что нет министерства, что довольно странно. Ведь сначала парламент должен был утвердить список министерств и должностей министров, а потом уже переходить к персональным назначениям. А так – у нас есть министр, но у него нет министерства. Есть министерство здравоохранения, но у него нет министра.
Ожидать же от Кабмина Владимира Гройсмана чего-то принципиально нового вряд ли стоит, и вряд ли для этого есть основания. Потому что это правительство в своей деятельности предопределенно коалиционным соглашением, общеполитической повесткой дня, договоренностями с международными партнерами и донорами.
В связи с этим у нового Кабмина возникнут те же проблемы, что и у предыдущего. Так или иначе, придется продолжать политику ограничения расходов, сделать еще один шаг в повышении тарифов. Вместе с тем, раз правительство новое, то население будет ожидать от него других, более популярных решений. От него будут ждать и действий, направленных на стимулирование экономического развития. Это серьезные ожидания, и это довольно непростая ситуация для Кабмина.
Подставит ли парламент плечо этому правительству? Мы уже увидели, что фактически коалиции, в том виде, в котором она существует, недостаточно для обеспечения стабильной работы нынешнего Кабмина. Поэтому опора будет скорее не на формат коалиции, а на формате большинства. В его основе которого будет коалиция, к ней будут подключаться депутатские группы. Но это предполагает, что коалиция должна будет учитывать пожелания этих депутатских структур с тем, чтобы правительственные законопроекты были поддержаны.
Примечательно, что у нас сформировалась "двухстороння" оппозиция к Кабмину. Это явление в Парламенте перестало существовать в начале 2000-х годов. С одной стороны, есть Оппозиционный блок с его четко артикулированной и очень жесткой позицией по отношению и к этому правительству, и к политическом курсу, который проводится властью в целом.
С другой стороны, мы увидели образование радикально-популистской оппозиции в лице "Батькивщины", Радикальной партии Ляшко и депутатов от "Свободы". "Самопомощь" будет занимать особую позицию, пытаясь балансировать между поддержкой определенных инициатив КМУ и его критикой.
С формальной точки зрения, с трудом проголосованная программа правительства, дала Кабмину карт-бланш на год. Но я бы поставил контрольную точку на ноябрь-декабрь этого года. К этому моменту траектория этого Кабмина станет понятна: мы увидим каким образом команда Гройсмана поддерживается населением, каким образом политические силы в ней договариваются между собой и как ведет себя оппозиция. Конец года покажет, проработает ли это правительство тот срок, который предопределён иммунитетом.
Источник: Сегодня