Откат империи. Пять сценариев для путинской России
Экономический и инфраструктурный коллапс может случиться раньше переворота. И тогда либо голову Путина принесут на блюде задним числом, либо это будет уже неважно
Дворцовый переворот, экономический бунт, олигархическая революция или кровавая гражданская война — как дальше будут развиваться события в путинской России?
Когда и как закончится война? Вопрос, ответ на который волнует всех. Россия не сможет отойти в сторону и сделать вид, что ничего не произошло. Что же заставит агрессора забыть об Украине и заняться внутренними проблемами? Каковы сценарии развития кризисной ситуации в России?
Среди маловероятных — экономический бунт масс, поскольку основная часть населения способна жить за чертой бедности, не испытывая сложностей и недовольства; революция среднего класса по типу Майдана (средний класс в России слаб и несамостоятелен, разъединен физически и информационно) и олигархическая революция (Путин эффективно провел зачистку власти олигархов эпохи Ельцина). В этой же категории военный переворот: военные в России подавлены и контролируемы.
Какие же сценарии более реалистичны? Во-первых, кремлевское руководство может попытаться выйти из войны, перенаправив куда‑нибудь вооруженный сброд и энергию ненависти масс. Например, развязав конфликт на другом театре военных действий: в качестве жертвы хорошо подходит богатый и незащищенный Казахстан, а также сильный, но уязвимый Азербайджан. Если Россия выйдет из Украины в Азию, Европа будет довольна, снимет санкции и не вступится за тамошние режимы, особенно если условия работы западных компаний не изменятся. Другой способ смены фокуса — разворачивание войны против пятой колонны, а именно евреев и приравненной к ним творческой интеллигенции: возрождение черной сотни, погромов и репрессий по образцу ГУЛАГа. Сигналы о возможности обоих сценариев подаются регулярно.
Но наиболее вероятный сценарий — дворцовый переворот во избежание большой войны, экономического и инфраструктурного коллапса. Для России XVII–XX веков это традиционный путь. У одной из соперничающих группировок, приближенных к трону (армия и спецслужбы) срабатывает инстинкт самосохранения. Результатом будет жесткий внутри страны, но неагрессивный, приемлемый для Запада правитель.Россия отдаст оккупированные территории, санкции снимут, за подешевевшими российскими активами придут инвестиции, а в Кремле поселится группа западных советников. Путин в свою очередь скорее последует за Чаушеску и Каддафи, чем отправится в Гаагу.
Однако экономический и инфраструктурный коллапс может случиться раньше переворота. И тогда либо голову Путина принесут на блюде задним числом, либо это будет уже неважно: региональные бароны зададут себе вопрос, а стоит ли дальше сохранять лояльность обнищавшему режиму? В таком случае мы можем стать свидетелями парада суверенитетов — как этнических, так и региональных. Этому процессу придадут остроты давняя озлобленность некоторых регионов, работа иностранных спецслужб и исламистская агитация.
Есть еще один достаточно вероятный сценарий. Страна, в которой до предела падает уровень социальной энергии, становится добычей захватчиков. Новая Орда приходит не извне, а с Северного Кавказа. Сравнительно небольшая армия пассионариев, до сих пор ментально и экономически живущих в ХІІІ веке, под руководством опытных лидеров способна быстро подмять под себя огромную страну. Русские массы покорятся, а местные силовики будут рады должности сборщика дани.
Дворцовый переворот хорош, если после него власть удастся удержать. Но что если система уже достаточно разбалансирована, а Запад выдавливает из руководства все сильные фигуры старого режима, создавая вакуум власти, как в Ираке? Тогда в этот вакуум втянутся все, кто пожелает: осмелевшие олигархи, региональные элиты, исламисты, военные, уличные нацисты, криминалитет, наемники из Донбасса, пассионарии с Северного Кавказа и так далее. Добавьте всенародную обиду на геополитические поражения ХХ века, наличие оружия и людей, уже научившихся убивать. Из этого получится бурлящий котел гражданской войны, в котором Россия либо схлопнется, либо развалится на множество кусков, либо родит нового монстра вроде советской власти или Исламского государства Ирака и Леванта.
При этом нет ни одного сценария, в котором сильная и агрессивная Россия была бы мирным соседом для Украины. Но слабая и распадающаяся Россия представляет не меньшую угрозу: она будет бесконечно исторгать потоки беженцев и колонны боевиков. Единственный позитивный сценарий — успешный прозападный дворцовый переворот по метафоре “Мишку посадили на цепь, вырвали зубы и когти”. Но насколько он стабилен?
Украине в любом случае нужно стать сильным, самостоятельным и экономически процветающим государством. Мифы о братских народах, тесных связях и родственных культурах должны быть окончательно уничтожены: они становятся смертельно опасными.