Почему тормозят реформы
Для проведения реформ пора начать настоящую войну со старой системой: с использованием стратегии, штаба, мобилизации и пропаганды
Для проведения реформ пора начать настоящую войну со старой системой: с использованием стратегии, штаба, мобилизации и пропаганды
Почему тормозят реформы? Простой ответ, встречающийся на страницах Facebook, заключается в том, что “все пропало”. Однако для вдумчивой аудитории этого недостаточно.
На первый взгляд, существует масса объективных причин: реформы проводятся через изменение законодательства, а новый парламент заработал только в декабре; законы не меняются в одночасье: парламентская процедура защищает от быстрых непродуманных изменений; мало принять законы, нужно еще заставить их работать, а это блокируется средним звеном старой системы, не настроенным отдавать полномочия.
Если добавить к этим причинам войну и кризис, а также неготовность украинцев к серьезным изменениям, сложится впечатление, что проводить реформы быстрее просто невозможно.
Это правда? Да, но это только часть правды.
Значительные изменения в экономике могли быть осуществлены силами правительства еще до парламентских выборов. И законопроекты можно было подготовить заранее, а не сейчас, в спешке. И реформу центральных органов власти провести, сломив сопротивление среднего звена и полностью обновив аппарат. И публичную коммуникацию реформ давно можно было построить, объяснив избирателям суть и последствия изменений. Ну а война и кризис — в принципе слабое оправдание, поскольку сейчас как раз наиболее благоприятное время для решительных изменений, когда жить по‑старому становится невозможно.
Поэтому ссылка на объективные причины медленного темпа реформ не выдерживает никакой критики.
Что касается субъективных причин. Первая из них — коррупция, которая никуда не делась. Коррупционеры (часто это целая отраслевая мафия) сделают все возможное, чтобы сохранить сверхприбыли.
Вторая причина — политическая нерешительность, нежелание испортить отношения с важными поддерживающими силами.
Третья — потеря доверия народа. Высоченные рейтинги и кредиты доверия были утрачены достаточно быстро именно в силу нерешительности, стремления договориться там, где нужно было принимать жесткие решения, а также вследствие невыполнения обещаний, отсутствия четкой позиции, противоречивых заявлений и неготовности говорить правду.
Вот почему обычно реформы делают не политики, а профессионалы. Известное высказывание, приписываемое Уинстону Черчиллю, гласит: “Государственники отличаются от политиков тем, что политик думает о следующих выборах, а государственник — о следующем поколении”. Нынче профессионалы постепенно, но очень медленно приходят в правительство, не имея еще там критической массы. Уже 100 дней прошло, а многие министерства неработоспособны, потому что заместители министров еще не назначены.
Задача политиков, по сути, только одна — проявить жесткую политическую волю и дать свободу профессионалам-реформаторам. Все успешные истории реформ — это самоотверженность, сильное лидерство, вокруг которого собираются большие социальные группы.
Для этого нужно такие группы видеть и вести с ними диалог. Малый и средний бизнес, а также организованное гражданское общество — две мощные силы, на которые можно опираться при проведении решительных реформ. Так в старые времена короли, чтобы преодолеть сопротивление крупной аристократии, опирались на мелкое дворянство и буржуазию. Сегодня политики практически не используют потенциал своих союзников, а без них новая власть бессильна, результатом может быть только стихийный и жестокий бунт. Надежда на бесконечное терпение народа, с которым не разговаривают и которому ничего не объясняют, так же смехотворна, как и надежда на безразмерные и безусловные западные деньги.
Что же нужно делать, чтобы ускорить реформы и успеть вскочить в окно возможностей?
Первоочередным образом реформировать Кабинет министров и систему государственной службы, уничтожая старые постсоветские ведомства и создавая новые, компактные и эффективные. Разработать и утвердить жесткий план со сроками, показателями и ответственными.
Объявить массовый призыв экспертов гражданского общества и успешных менеджеров из бизнеса. С помощью решительной экономической дерегуляции и налоговой реформы послать позитивный сигнал бизнесу.
Ударить по коррупции внедрением прозрачных электронных закупок во всех ведомствах и госпредприятиях. Развернуть систему коммуникации реформ через ведущие телеканалы, привлекая волонтеров для поддержки в соцсетях и культурными проектами.
И главное — вести войну со старой системой (Гидрой) именно как войну: со стратегией, штабом, мобилизацией, пропагандой, героями среди своих и раскаявшимися пленными среди противника.