Три времени политики
В стране идет борьба между партиями прошлого, настоящего и будущего
Cобытия, происходящие в украинской политике, становятся более понятными, если их описать в терминах трех времен. Итак, у нас есть партия прошлого, партия настоящего и партия будущего. Все остальные различия в названиях, цветах и символике совершенно несущественны.
Принадлежность к этим партиям не имеет ничего общего с текущими политическими проектами, партийными списками и парламентскими фракциями и определяется исключительно убеждениями (как, собственно, и должно быть).
Представители партии прошлого считают, что лучше всего было во времена Леонида Даниловича. Крупный бизнес имел равные возможности, олигархический баланс оберегался строгим, но справедливым арбитром, а малый и средний бизнес имел возможность спокойно выживать и даже порой развиваться. Народ не бунтовал, с Россией были стабильные отношения, а многовекторность внешней политики позволяла успешно лавировать между большими державами. Партия прошлого представлена в парламенте примерно 170 мандатами. Это не только Оппозиционный блок и депутатские группы, но и многие депутаты из разных фракций правящей коалиции. Ведь партийные списки создавались не по идеологии, а по договоренности.
Социальная база партии прошлого весьма многочисленна: это все те, кто “лишь бы не было войны”, “государство нам должно” и так далее. Проблема партии прошлого в том, что прошлое не вернуть. Хотя деревья были зеленее и девушки любили больше, но нельзя дважды вступить в ту же реку. Как минимум имевшиеся тогда ресурсы нынче отсутствуют, их именно тогда и съели. Съели все советское наследство, служившее материальной базой скромного процветания. Прошлое минуло безвозвратно.
Зато у партии настоящего все прекрасно. Представители этой партии победили, и теперь основные рычаги в их руках. Они понимают необходимость реформ, ведь дальше так жить нельзя. Но реформы должны быть аккуратными и косметическими, чтобы не затронуть основу. Ведь именно она формирует нынешний успех партии настоящего, это ее вознаграждение за победу.
Партия настоящего представлена во всех пяти фракциях правящей коалиции и среди внефракционных, она насчитывает примерно 200 мандатов и без труда собирает большинство, блокируясь то с партией прошлого, то с партией будущего. Кроме того, у партии настоящего много разнообразных министерских портфелей. Но социальная база этой партии равна нулю: ведь это у них все хорошо, а у остальных граждан страны все весьма неважно, если не сказать плохо.
Политикам партии настоящего кажется, что они движутся вперед, но на самом деле — застряли между прошлым и будущим. Они тактики, а не стратеги, и выигрывают множество сражений, рискуя проиграть войну. Основная их проблема заключается в том, что настоящее быстротечно. Как мы помним, доктор Фауст за остановку прекрасного мгновения был вынужден заплатить большую цену. Бизнес-партнер доктора Фауста всегда готов эту цену принять, проект договора у него под рукой, и очень сложно порой удержаться от соблазна его подписать. Но нет, нельзя, и поэтому прекрасное настоящее пролетает.
Представители партии будущего в полной мере осознают, что система себя исчерпала. Их миссия — разрушить мертвое прошлое и открыть дорогу будущему. Иногда они хорошо представляют себе это будущее, иногда лишь интуитивно ощущают его контуры. Важно, что они пришли с кувалдами для слома и лопатами для выгребания мусора. И хотя нередко их хватают за руку, часто им удаются важные тактические победы.
Партия будущего насчитывает в парламенте не более 50 мандатов, распыленных по пяти фракциям коалиции и внефракционным депутатам. Однако ей досталось несколько министерских портфелей (а министры сумели назначить замов, и так далее). Социальная база партии будущего — это активное меньшинство, стремящееся к модернизации страны. Собственно, это активное меньшинство через Майдан, добровольческое движение (не только добровольческие батальоны, но и добровольцы в регулярных частях), волонтерские организации, реформаторские инициативы пытается протолкнуть в будущее страну, которая липко застряла в настоящем, уворачиваясь от цепких рук мертвого прошлого.
Партия будущего — самая слабенькая из трех. Но время работает на нее. Каждый миг, каждую минуту прошлое умирает, настоящее пролетает, а будущее набирается силы. Человек не может это остановить, можно лишь ускорить или затормозить необратимый процесс, или же остаться нейтральным наблюдателем. Этот выбор каждый из нас делает сам.
Источник: Новое время