Котлета по-киевски и донецкие голубцы
Судьба Украины определяется в Одессе и Харькове, Киеве, Львове и Запорожье. Стоит помнить об этом, ожидая новостей из Берлина, Парижа, Варшавы и Лондона
24 года назад, в августе 1991‑го, президент США Джордж Буш-старший выступил в Киеве со знаменательной речью. Красочно и настойчиво он убеждал украинцев отказаться от создания собственного государства и от действий, направленных на распад СССР. Он назвал стремление украинцев к независимости “суицидальным национализмом” и “безнадежным курсом изоляции”.
Эта речь, по мнению американских консерваторов и журналистов, стала колоссальным просчетом, худшим спичем, когда‑либо произнесенным американскими президентами, получившим издевательское название “котлета по‑киевски” (Chicken Kiev).
И эта речь была встречена аплодисментами в Верховной раде Украины, состоявшей большей частью из коммунистов.
Менее чем через месяц случился путч в Москве, и Украина провозгласила независимость устами той самой Верховной рады. Через несколько месяцев Советский Союз был демонтирован, а украинский народ на референдуме подтвердил независимость своей страны.
Котлеты по‑киевски и прочие биточки случались в западной политике в отношении Украины не раз. Западные политики не понимали, а многие из них и сегодня, спустя 24 года, не понимают, что это за странное образование откололось от империи в 1991 году. Многие интеллектуалы и политические деятели до сих пор жуют “котлету по‑киевски”, приготовленную Джорджем Бушем, приговаривая: “Как было бы хорошо, если бы этого всего не случилось, если бы Михаилу Горбачеву удалось обновить Советский Союз без распада, если бы не образовались новые непонятные государства, если бы национализм не взял верх, если бы все осталось, как было”. И их можно понять: “неожиданная нация” (по выражению английского историка Эндрю Вилсона), странное полунесостоявшееся государство в самом сердце имперских владений заставляют принимать непопулярные решения, разрываясь между торговым интересом, геополитическими страхами, моральными принципами и верностью дипломатическим обещаниям.
Однажды свидетелем такого шницеля был и я. 21 февраля прошлого года под давлением Запада украинская оппозиция подписала соглашение об урегулировании кризиса с Виктором Януковичем. Реакция Майдана, украинских интеллектуалов и общественных организаций была предсказуемой: никто не был готов видеть Януковича президентом до декабря, а также уйти с улиц и площадей без гарантий реальных изменений в стране. Твердость украинского народа произвела впечатление на западный мир. Рискну предположить, без этого российская агрессия (которая к тому времени уже была неизбежной и ожидала лишь сигнала) не получила бы такой жесткий дипломатический отпор со стороны мирового сообщества.
Нынче Запад в очередной раз устал от Украины: от затяжного конфликта, вынужденных санкций по отношению к России, провальных реформ и непрекращающейся коррупции. Все понимают, что провал украинской модернизации означает серьезнейшие угрозы для европейской и мировой безопасности. Но никто не хочет эскалации, все боятся неконтролируемых процессов в огромной непредсказуемой отсталой стране, обладающей ядерным оружием, и очень бы хотели, чтобы все как‑то уладилось. Ну, вот чтобы как‑то все со всеми договорились, и на том исчерпался бы “украинский кризис” (под таким именем наша война за независимость обсуждается в среде западных политиков). Или хотя бы заморозился, ушел с газетных полос и телевидения.
Этого же хочет и Кремль.
И только украинские граждане этого не хотят. Потому что знают цену замороженным конфликтам.
Что мы можем сделать? То же, что и раньше в подобных случаях: проявлять твердость и единство, взаимное доверие и верность принципам. Мы это уже делаем. Это наша армия остановила агрессора. Это наши волонтеры сумели заткнуть своими деньгами и нервами зияющие дыры в военном бюджете. Это наши добровольцы в буквальном смысле слова закрыли своими телами бреши на фронте. Каждый день стойкости увеличивает количество наших сторонников в среде западных политиков и их избирателей. Мы произвели на них впечатление неожиданной силой, и поэтому дипломатическая поддержка Украины беспрецедентна.
Поэтому проявим твердость и единство, помогая Западу принять правильное решение. Так, как они сделали в августе 1991-го и в феврале 2014-го, услышав нас и оценив нашу решимость.
Потому что судьба Украины определяется в Киеве, Одессе и Харькове, Днепропетровске, Львове и Запорожье. Помните это, ожидая новостей из Берлина, Парижа, Варшавы и Лондона.
Источник: Новое время