Будущее Украины. Клюев в кроссовках и Кириленко совравши
Суббота, 24-е. Крещатик. Сильные порывы ветра то и дело переворачивают мольберты, на которые мы (Институт мировой политики) крепим графические рисунки известных художников из шести стран – соседей Украины - Румынии, Польши, Молдовы, России, Беларуси, Грузии и Польши.
Суббота, 24-е. Крещатик. Сильные порывы ветра то и дело переворачивают мольберты, на которые мы (Институт мировой политики) крепим графические рисунки известных художников из шести стран – соседей Украины - Румынии, Польши, Молдовы, России, Беларуси, Грузии и Польши.
Всем им было поставлено задание – изобразить ассоциации, которые возникают при упоминании об Украине. Они – эти ассоциации – достаточно контрастные: от «Бог создал украинцев, чтобы было с кем пить горилку» (Беларусь) до извечной «газовой темы». Ну, и намеки на демократию. Как же без них после оранжевой революции?
Выставка – это лишь один из элементов большого проекта, завершенного и презентованного на днях Институтом мировой политики, под названием «Мягкая сила Украины в регионе: инструмент эффективной внешней политики». «Мягкая сила» - это неполитические механизмы, которыми любая уважающая себя страна пытается влиять на другие страны. Через создание всемирно известных брендов, которые закрепляются в ментальности людей, через популяризацию своей культуры и спорта, и даже через заявку на определенное общественное обустройство. Не зря во время видео-моста с автором термина «мягкая сила», известным американским политологом Джозефом Найем, от него мы получили достаточно четкий ответ: «мягкую силу» Украины после Оранжевой революции в первую очередь определяет ее демократическое развитие.
А графические работы лишь подтвердили, что стереотипов вокруг Украины больше, нежели элементов, которые могут и должны создаваться. Конечно, если у государства есть желание влиять на кого-то или на что-то, а не быть постоянным объектом влияния. А отказ от культивирования отдельных вещей чреват полным отсутствием образа страны, как таковой.
Почему мы решили разместить выставку на Крещатике? После того, как ее смог увидеть весь дипломатический корпус и украинские эксперты в гостинице «Редиссон» в пятницу вечером, мы решили показать и простым украинцам, как оттуда, «из-за бугра», смотрят на нас. И не прогадали. Отзывы получили разные. От «да уж, какие-то они немного пессимистичные» - до «классные работы, я бы такую повесил у себя дома». Но в этот день выставка по посещаемости, как мне кажется, переплюнула даже нашумевший проект, выставляемый нынче в PinchukArtCentre, – действительно тысячи зрителей и сотни комментариев (отдельное спасибо за помощь в организации депутату Киевсовета Александру Бригинцу).
Достаточно ярким эпизодом был приход на выставку Андрея Клюева, первого вице-премьер-министра, отвечающего за украинскую европейскую интеграцию. Особенно ярким еще и потому, что Андрей Петрович пришел не как чиновник – он был похож на любого прогуливавшегося рядом киевлянина: в джинсах, высоких кроссовках и спортивной кофте-кенгуру. Детально осмотрев экспозицию, поинтересовался, где мы ее еще собираемся выставлять. На ответ «в ноябре в Европарламенте», сказал, мол, если нужна будет помощь – обращайтесь. А Михаил Бродский, в последнее время частенько сопровождавший Клюева, пообещал разместить работы художников на своем «Обозревателе». Спасибо. Не ожидали, если честно
Контрастом этой картинке мог бы служить эпизод с лидером фракции БЮТ в парламенте Иваном Кириленко. Он при всем параде (в костюме и галстуке) так быстро несся по Крещатику (вероятно, в очень важных государственных делах), что времени посмотреть на выставку у него не оказалось. Увидев толпу людей, он виртуозно ее «объехал» (может, думал, к нему цепляться кто с просьбами будет?) Обещал заглянуть позже. Соврал. Это к тому, кто думает о будущем.
Все детальные фотоотчеты о проведенных мероприятиях мы выложим на сайте Института мировой политики и «Главкоме» в ближайшее время.